Инесса Марканчева
«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка
Игровое упражнение.
Родителям на выбор предлагаются сюжетно-образные игрушки: Буратино, кукла-школьница, Карлсон, различные домашние и дикие животные.
Задание. Выберите себе игрушку, характеризующую образ ребенка 6-7 летнего возраста, которому предстоит учиться в школе. Наделите ее чертами, на ваш взгляд, помогающими или мешающими в предстоящем обучении в школе.
Похож ли этот образ на вашего ребенка?
Публикация «„Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников“, Занятие с элементами тренинга» размещена в разделах
После высказываний предлагается поставить игрушку на одну из трех цветных дорожек, ведущих к школе. Цвет дорожки будет означать: в какой мере вы испытываете беспокойство в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.
-Синяя дорожка – сильное беспокойство.
-Зеленая – умеренное.
-Красная –нет особого беспокойства.
От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на 2-м этаже – обычные товары средней цены и качества;
- на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, всесторонне развитым, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты…
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И ваш ребенок не исключение. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Ролевое проигрывание проблемных задач. «Девочка Даша».
К школьным трудностям ребенка могут приводить, как ни странно, самые, на взгляд родителей, безобидные стереотипы.
Психолог распределяет роли между членами группы: «мама», «папа», «девочка Даша», «воспитатель детского сада», «учительница», «юноша» и раздает им карточки с фразами., которые должны произнести персонажи. Кроме того, выбираются шесть человек, которые будут играть роли «установок». Им раздаются карточки, на одной стороне каждой из них проставлены номера 1,2, 3,4,5,6, и написаны фразы негативных установок, а на другой стороне – позитивных.
Далее психолог начинает рассказ:
Представьте себе ситуацию: будущие родители ждут ребенка. Мама хочет его а папа – нет. Папа произносит фразу «Мало у нас проблем сейчас, ребенка только не хватает?». Ребенок получает первую установку «Ты не нужна!»
Мама ждет сына, родилась девочка Даша. - «Мальчики лучше, чем девочки».
Дашу унесли от мамы – «Ты беспомощна!»
В детском саду девочка не может адаптироваться. Воспитательница говорит ей? «Даша, ты не садовский ребенок» - «Ты хуже других».
Как-то Дашенька говорит маме: «Я хочу косичку, как у Наташи» - «С твоими-то волосами?»- отвечает мама. - «Ты некрасивая».
И вот наша Дашенька идет в первый класс. В школе учительница говорит ей: «У тебя палочки хуже, чем у Миши». Для Даши это звучит как «У тебя никогда ничего не получится».
Вот Даша заканчивает школу. Мама говорит ей: «Иди в политехнический институт»
Но тут ее установки говорят ей: «Ты не нужна», «Мальчики лучше девочек» и т. д. и Даша идет педколледж.
Встречает Даша юношу. Он говорит ей «Я люблю тебя, Даша!»
А тут снова подают голос установки: «Ты не нужна»….
Поверит ли Даша юноше? Но все-таки девушка выходит замуж. Будет ли она счастлива? Как сложится ее семейная жизнь? Либо Даша уйдет в подчинение, либо в защиту. Неизбежно возникнет неудовлетворенность браком, велика угроза распада семьи.
Далее психолог спрашивает Дашу, как она себя чувствует, и предлагает участникам произнести то, что можно сказать «Даше». Звучат позитивные установки.
Часто мы делая замечания или оценивая поступки,действия ребенка, не задумываясь, программируем его дальнейшую жизнь. Негативно оценивая личность ребенка, мы неосознанно можем сформировать у него комплекс неполноценности. Родителям необходимо помнить правило: «Оценивай поступок, а не личность».
Совершенно недопустимы такие выражения, как «Ты неспособный», «Какой ты глупый», «Ты некрасивая», «Ты хуже других», «Ты трус», «У тебя это никогда не получится». Такие оценки не оставляют ребенку надежды на успех. В подобных случаях можно оценивать только поступок, действие. Можно сказать: «Ты поступил плохо», «Ты испугался», «Ты поленился». Ребенок будет знать, что в следующий раз у него есть возможность поступить правильно. Нужно всячески поддерживать в ребенке уверенность в своих силах: «Сегодня у тебя не получилось, но обязательно получится в следующий раз».
Еще одно правило: -Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми;
- Не забывайте хвалить ребенка;
- Дайте ребенку возможность быть самостоятельным, но и не
лишайте его поддержки.
Предлагаются Задание родителям.
карточки с фразами, которые довольно часто употребляют в семьях, где есть первоклассники. Поразмышляйте над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка- будущего первоклассника. Какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания.
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувства тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
(Родителям кажется, что их собственно самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутренне состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, вести себя тихо и спокойно?
(Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана)
- Попробуй мне только еще сделай ошибки в диктанте!
(У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свои неудачи могут возникать враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности.)
Пожелания себе- родителю и ребенку.