Приложение МААМ

Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников

Светлана Кесаева
Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.

Публикация «Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Поэтому сама жизнь требует от системы образования дошкольников новых инновационных подходов, так как именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

Одним из наиболее эффективных инновационных подходов является конструирование и робототехника, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. В свете последних законопроектов в образовании приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются формирование инженерно – технического мышления, посредством создания условий для творческого развития личности каждого ребенка, поддерживая его инициативу и самостоятельность, что обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно – пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятия, данным видом деятельности, отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности и возможность привлечь детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству. Это инновационный образовательный инструмент – сочетание игры и технического творчества.

Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а так же развивает техническое мышление, техническую изобретательность. Помогает детям, у которых есть способности к конструированию и техническому творчеству, раскрыть не только свой потенциал, но и проявлять инициативу и самостоятельность. Это так же эффективное воспитательное средство. В процессе игры с конструктором ребенок становится более целеустремленным, усидчивым, работоспособным.

Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры – инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста была определена цель – развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования.

Были выделены следующие задачи:

- формирование первичных представлений о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека;

- приобщение к научно – техническому творчеству: развитие умения определять технические задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

- развитие продуктивной (конструирование) деятельности: обеспечение освоения детьми основных приёмов сборки конструкций и моделей;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формирование представлений о правилах безопасного поведения при работе с разными видами конструкторов;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Новизна курса конструирования и робототехники заключается в исследовательской,техническо-творческой направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. На занятиях осуществляется авторское воплощение замысла в моделях и проектах, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Специально организованная в группе предметно – развивающая среда, облегчает ребенку возможность раскрыть свой потенциал, позволяет ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир, способствует формированию первоначальных технических навыков. В группе уголок оснащен: разнообразными видами пластмассового (с разным креплением, металлического (с гаечным креплением) и магнитного конструктора, строительный материал 3 видов: деревянный и пластмассовый, мягкие модули большого размера, плоскостными геометрическими фигурами, кубиками Никитина со схемами, счетными палочками разного вида, мозаикой пластмассовой и магнитной с мольбертом, играми головоломками со схемами «Волшебный круг», «Монгольская игру», «Колумбовое яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», природным и бросовым материалом, цветными шнурками с основами, ковриком с цветными липучками, семенами, пластилином, цветной бумагой и картоном, цветными резиночками, пластинами с силовыми кнопками, станками для плетения, мелкими игрушками для обыгрывания, папками с образцами, схемами, чертежами, рисунками, картинками и т. д.

Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники и конструирования.

Вот уже третий год воспитанники старшего дошкольного возраста нашего Детского сада осваивают новый вид образовательной деятельности «Робототехника и конструирование», что соответствует условиям ФГОС ДО, так как конструктивная деятельность включена в перечень основных видов детской деятельностии является компонентом обязательной части программы, в ходе которых у ребенка формируются представления об окружающей действительности, так же развиваются личностные качества,а также дает возможность проявлять свои индивидуальные возможности, способности, что в свою очередь, дает возможность для его технического развития.

Я считаю, освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие системы работы и стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Поэтому перед началом работы с детьми по данному направлению мной был разработан план работы по самообразованию по теме: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей», прошла курсы в «Региональном проектном центре содействия распространению знаний в области социально-экономических и информационных технологий по темам: «Организация групповых исследовательских проектов с использованием образовательных конструкторов в условиях ДОО», «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами образовательного конструктора «Построй свою историю». Приняла участие в окружной выставке образовательных ресурсов в рамках педагогической конференции с работой по направлению «Инженерно – техническое образование как приоритетное направление современного образования»

Награждена дипломом за 1 место в международном конкурсе в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты» за работу «Проект с использованием образовательных конструкторов «Дома на нашей улице». Приняла участие в семинаре «Развитие технического творчества детей и молодежи с использованием образовательной робототехники». Приняла участие в окружных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок», по итогам награждена дипломом II степени. Принимая участие в окружных смотрах – конкурсах на лучший центр (уголок) конструирования в ДОО, по итогам в 2017 – 2019 годах была награждена дипломами I степени. Приняла участие в «Межрегиональном Поволжском фестивале педагогических идей и инноваций а области дошкольного образования «ИннФест».

За высокопрофессиональную подготовку дипломантов I и II степени Всероссийского творческого конкурса удостоена Благодарностью. На страницах копилка уроков опубликовала свой авторский материал «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей», на страницах образовательного портала «Продленка» опубликовала презентацию «Групповой исследовательский проект с использованием образовательных конструкторов на тему «Удивительный мир животных».

Из многообразия программ по конструированию и робототехнике была подобрана, и адаптирована программа для детей старшего дошкольного возрастапрограмма по робототехнике и конструированию «Леготехник», которая соответствует материально – техническому оснащению зоны уголка по конструированию и робототехнике в группе.

Использую, образовательные конструкторы в своей работе с детьми по 5-ти областям ФГОС: речевом, художественно-эстетическом, физическом, социально-коммуникативном и познавательном развитии в образовательной, индивидуальной, самостоятельной, проектной, досуговой, коррекционной формах деятельности, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Мной были разработаны планы – конспекты НОД с использованием образовательных конструкторов: «Космическое путешествие», «Полет в космос с Белкой и Стрелкой», «Моя любимая игрушка», «Какие бывают дома», «Домашние и дикие животные», «В гостях у Фиксиков», а так же речевые ситуации на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие связной монологической речи, в ходе которых дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

В своей работе организую проектную деятельность, которая дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия с использованием конструкторов, дополняя их нестандартными материалами, что способствует усилению развивающего эффекта. Это следующие проекты: «Без сказок нам прожить нельзя», «Удивительный мир животных», «Транспорт», «Дома на нашей улице», «Космические спутники», «В гостях у роботов», «Мое родное село», «В зоопарке», «Чудо техники – колесо».

В ходе работы разработаны алгоритмы постройки и сооружения моделей «Птичка», «Подъемный кран», «Катер», «Спортивная машина», «Вертолет». В рамках проекта «23 февраля – День защитника Отечества», ребята самостоятельно разработали модели военной техники. На завершительном этапе проекта был создан альбом, в котором были отражены алгоритмы создания моделей с фотографиями. Представляя свой «творческий продукт» каждый участник, выступил в роли конструктора: о том, как возникла идея, как он её реализовал, в чем преимущество, новизна, усовершенствование данного вида техники, а так её значения для защиты нашей Родины.

При тесном сотрудничестве с родителями при приобщении детей к техническому творчеству, были совместно разработаны модели, которые явились результатом работы над проектом «Чудо техники – колесо», с вращающимися элементами: мясорубка, вентилятор, стиральная машина, часы, детская игрушка «Лошадка-качалка». Так же в работе с родителями использую следующие формы: консультации, папки-передвижки, выставки детских работ с участием родителей, развлечения, соревнования, родительские собрания, круглые столы, мастер – класс, посещение занятий, в ходе которых родители могут быть активными участниками.

У нас есть достижения: воспитанники старшей группы активно принимают участие во Всероссийских творческих конкурсах по конструированию «Пифагорка», «Эйнштейн», где занимают первые места, а так же принимаем участие в районных и окружных конкурсах «Фестиваль конструирования», «Сказочная страна» по итогам которых удостоены дипломами.

Созданные в группе условия, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе конструирования и робототехники дают возможность формированию предпосылок не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Целенаправленное и систематическое обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию и робототехнике способствует формированию учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире и дают первые предпосылки учебной деятельности.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 31 октября 2021 в 21:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кесаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД