Еремеева Ирина
Музыкальное развитие детей «Рисуем музыку. «Детский альбом» П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка НОД м
«Рисуем музыку. «Детский альбом» П. И. Чайковского»
Методическая разработка НОД музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Еремеева И. В. музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Зёрнышко» села Репное
Балашовского района Саратовской области
Публикация «Музыкальное развитие детей „Рисуем музыку, „Детский альбом“ П, И, Чайковского“» размещена в разделах
Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки П. И. Чайковского. Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой Чайковского посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.
Задачи. Формировать основы музыкальной и художественной культуры. Воспитывать культуру слушания. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать эмоциональный отклик на классическую музыку. Развивать слуховое внимание и память, творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Продолжать развивать изобразительные навыки детей. Развивать умение детей воплощать впечатления в рисунке, продолжать учить рисовать по замыслу. Обогащать игровую деятельность детей. Воспитывать чувство сопереживания.
Материал и оборудование: Портрет П. И. Чайковского. Аудиозапись «Детский альбом» П. И. Чайковского,музыкальный центр. Сундук. Шарманка. Три куклы. Солдатики. Куклы бибабо (Баба Яга,Кукольник). Кастаньеты. Бубен. Ширма. Стол. Цветы.
Дети заходят в зал, их приветствует музыкальный руководитель.
М. р. Ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке. Хотите?
Вы уже знакомы с музыкой замечательного русского композитора
Петра Ильича Чайковского. (Показывает портрет композитора.)
Как называется сочинённый им цикл фортепианных пьес, посвящённый разным временам года? (Дети отвечают.)
Сегодня мы познакомимся с ещё одним альбомом для фортепиано
Петра Ильича Чайковского.
Бим – бом, бим – бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки –
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами.
(В. Берестов)
Музыка из этого альбома разная : и весёлая,и грустная, и быстрая,и медленная, в нём есть и марш, и песни, и танцы.
Сегодня я расскажу вам музыкальную сказку, а поможет мне музыка
Петра Ильича Чайковского. Садитесь поудобнее сказка начинается …
Жил – был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам с большим сундуком, в котором лежали его куклы, театральная ширма, а ещё у него была шарманка. Кукольник ходил по дорогам со своей шарманкой останавливаясь там, где побольше людей. Заиграет он на своей шарманке, и начинается кукольное представление. А куклы были, как живые люди – умели плакать, и смеяться. Но прошли годы, и Кукольник заболел. Куклы висели в каморке на гвоздиках, там же стояла и старая шарманка. Вот однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько запела свою мелодию «Шарманщик – видно, соскучилась по прежней жизни. (Звучит пьеса «Шарманщик поёт»)
Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков, они проснулись все разом, выскочили из коробки, выстроились, замаршировали бодро и смело, а впереди бравый барабанщик стучал в барабан.
(Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков»).
Тут проснулись все игрушки. И даже злая Баба Яга вылетела в своей ступе и заметалась по каморке Кукольника, как будто искала своих верных слуг: сов, старого ворона, диких гусей-лебедей и избушку на курьих ножках. (Звучит пьеса «Баба Яга»).
Баба Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела. Другие куклы собрались около неё и горько заплакали. (Звучит пьеса «Болезнь куклы»).
А потом, чтобы развлечь больную куклу, куклы стали вспоминать, как
Хорошо было, когда они ходили с Кукольником и давали представления.
Каждый день они давали представления, и люди то смеялись, то плакали вместе с ними, и каждый день приносил им много радости и новые встречи.
Сладкие мечты разбередили их маленькие кукольные сердечки. (Звучит пьеса «Сладкие грёзы»).
И вдруг старая, всеми забытая кукла в парике запела. Она пела что-то незнакомое,грустное и печальное. (Звучит пьеса «Старинная французкая песенка»
Неожиданно дверь распахнулась, и в каморку ворвался солнечный луч, а
вместе с ним появился Кукольник и воскликнул: «Ну, друзья мои смотрите, кто к вам пришёл!». Он достал из сундука новую красивую куклу с золотыми волосами. Все игрушки захлопали в ладоши, закружились и даже запрыгали. (Звучит пьеса «Новая кукла»)
А кукольник открыл свой большой сундук и осторожно подхватил кукол,
сказав им, «Что- то вы загрустили! Не пора ли нам в путь - дорогу? Нас
ждут люди!» От радости даже заболевшая кукла выздоровела. Тут защёлкали кастаньеты, зазвучали бубны. Куклы пели и плясали. Даже трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись звуки его трубы. (Звучит пьеса «Неаполитанская песенка».
«Ура! Ура! Нас ждёт дорога! – кричали куклы. – Нас ждут люди! Ура! В путь!»
М. р. Вот и закончилась музыкальная сказка. Она вам понравилась?
Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Проводится обсуждение прослушанной музыки.) Как называется сборник музыкальных пьес, который композитор Чайковский написал для детей? (Дети отвечают.)
М. р. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай мелодию».
Будет звучать музыка, а вы вспомните, как называется пьеса из «Детского
альбома» П. И. Чайковского.
Звучит «Марш деревянных солдатиков». Детям задают вопросы:
Как называется музыкальная пьеса? На каком музыкальном инструменте исполняется музыка? Какими вы представляете себе солдатиков? Какой
характер у музыки? Что хочется делать под эту музыку?
Дети отвечают на вопросы, затем мальчики исполняют под «Марш деревянных солдатиков» танцевальную импровизацию.
Далее детям предлагается прослушать пьесы (с дальнейшим обсуждением по вопросам педагога) «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Сладкая грёза».
Под звучание последней пьесы дети исполняют танцевальную композицию с цветами.
М. р. Сегодня мы слушали замечательную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома». Обязательно расскажите дома о том, что вам особенно понравилось в нашей сказке.
Дети в группе рисуют то, что запомнилось и впечатлило, используя различные изобразительные материалы.