Карабекова Инга Алаудиновна
Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека, начальным этапом формирования личности. В этот период происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку, закладываются основы для психических процессов и личности. Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания, нахождение своего места во взрослом мире, интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности.
Публикация «Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации» размещена в разделах
Одновременно, дошкольный возраст – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей (законных представителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Современное дошкольное детство сопряжено с рядом рисков, связанных с социокультурной ситуацией развития ребенка.
Одним из главных рисков является рост числа разводов, количества однодетных, неполных семей, гражданских браков, насилия в семье, социального сиротства. Всё это приводит к нарушению эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях, рост эмоциональной зависимости, дефицит эмоционального тепла и любви. У ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми.
Ближайшими следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира, снижение мотивации к обучению,образованию и развитию.
Другой риск связан с использованием электронных устройств. Дети проводят много времени за экранами телефонов, планшетов и компьютеров, Компьютерные игры надолго занимают внимание дошкольника, освобождая родителей от необходимости играть с ним, читать ему, разговаривать с ним и даже гулять, создавая иллюзию обретения ребенком самостоятельности. Это опасная иллюзия, поскольку за такой видимой самостоятельностью ребенка кроется отсутствие навыка продуктивного взаимодействия со взрослым.
Существенные изменения претерпевает и эмоционально-нравственная сфера личности современного ребенка, снижается уровень освоения доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми, ведет к нарушению зрения, нарушению сна, а также к уменьшению возможностей для социальной интеракции и развития коммуникативных навыков.
По данным психологических исследований современные дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил.
В значительной степени это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей. Ведь большинство этических норм и правил осваивается детьми именно в совместной игре, а не через нравоучения взрослых. Однако современные дети мало играют вместе, следовательно, мало договариваются, не умеют принимать во внимание интересы другого, понимать его чувства и желания, обуздывать свои побуждения.
Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Дети не всегда понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитатели отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков, увлечением агрессивными компьютерными играми. Им не всегда присуще сострадание.
Также современная социокультурная ситуация может повышать риск возникновения стрессовых ситуаций. Сегодня дети сталкиваются с большим количеством информации и впечатлений, что может привести к перегрузке нервной системы. Кроме того, в современном обществе дети часто испытывают давление со стороны сверстников и взрослых, что также может стать причиной стрессовых ситуаций.
Для того чтобы снизить риски для детей дошкольного возраста, необходимо уделять больше внимания их физическому и психическому здоровью. Важно обеспечивать детям достаточную физическую активность, правильное питание и режим дня. Также необходимо обучать детей правильному восприятию информации и анализу ее, а также помогать им справляться со стрессовыми ситуациями.
Таким образом, современная социокультурная ситуация может стать причиной рисков для детей дошкольного возраста. Однако правильный подход к воспитанию и развитию детей может помочь снизить эти риски и обеспечить им здоровый и гармоничный рост и развитие.