Лучший педагог года

Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность

Ветлугина Ольга
Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок»

Доклад

«Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности»

Выполнила: воспитатель

старшей группы

Ветлугина О. В.

2021г

Ситуационный подход в современной педагогике сегодня становится одним из актуальных и перспективных.

Публикация «Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность» размещена в разделах

2. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем как непосредственно образовательная деятельность нового типа, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня

Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задаче, они мыслят вариативно и широко.

Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъектности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

1. Раздел «Труд»

ИОС «Кто что делает…» игрушки-аналоги

Материалы: карточки-картинки о профессиях (повар, художник, строитель, швея, пчеловод и т. д.)

Цель: Закрепить знания о профессиях, донести мысль о том, что деньги надо зарабатывать.

Игровые правила: дети выполняют задания по подгруппам

Предварительная работа : рассматривание альбома «профессии», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», дидактическая игра «4-й лишний» беседы о профессиях.

Ход ИОС: Воспитатель предлагает картинки с изображением профессий и карточки с изображениями результатов труда данных профессий. Детям дается задание : соотнести результат труда к соответствующей профессии. Первая группа выбирает карточки – профессии, вторая – результат труда.

Во время обсуждения игры детям можно задать вопрос : что будет результатом труда таких профессий, как полицейский, учитель?

Результат: дети закрепили и расширили знания о различных видах труда и профессиях, поняли, что любой труд оплачивается.

2. Раздел «Деньги»

ИОС «Деньги всякие нужны…» с литературным персонажем

Оборудование: кошелек с набором разных «монет» и «банкнот»

Цель: Закрепить понятия «деньги», «монета», «банкнота», понимать их назначение и необходимость в жизни человека;

Игровые правила: дети выполняют задания одной группой

Предварительная работа : рассматривание монет и банкнотов; рисование «своих» денег, чтение «Муха-Цокотуха» Чуковский, «Приключение Буратино» Толстой, просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы», беседа о видах денег.

Ход ИОС: К детям приходит Буратино, который нашел кошелек и не знает, что в нем находится. Воспитатель просит ребят объяснить Буратино, что такое деньги, для чего они нужны? Дети объясняют назначение денег, сравнивают «монету» и «банкноту». Проблемная ситуация : Буратино не знает, как поступить с находкой? (дать объявление в газету, в соцсетях и т. д.) Идет обсуждение ситуации, где решено вернуть кошелек владельцу. Буратино уходит, а дети дают нравственную оценку поступку героя.

Результат: Дети закрепили знания о внешнем виде денег, понимают их назначение и роль в жизни людей, сформировано нравственное качество личности как честность.

3. Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС «Подарок ослику Иа…» (с литературным героем)

Материалы: муляжи денег, ценники, игрушки-аналоги

Цель: формировать умение тратить средства в соответствии с имеющейся суммой.

Игровые правила: дети выполняют задания индивидуально

Предварительная работа: просмотр видеофильмов, беседы, дидактические игры «что продается в магазине», чтение книги Милн «Винни Пух и все-все-все».

Ход ИОС: Воспитатель вводит детей в ИОС : у ослика Иа скоро день рождения, предлагает отправиться в магазин и купить ему подарок, имея определенное количество денег. При необходимости ребенок имеет возможность попросить в долг у другого ребенка.

Результат: У детей сформировано умение соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара, сформировано качество – взаимовыручка.

4. Раздел «Реклама»

ИОС «рекламное агентство…»(путешествие)

Материалы: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, презентация, машинки и куклы

Цель: Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе

Игровые правила: дети выполняют задания по командам

Предварительная работа: беседы о рекламе, рассматривание рекламных листовок

Ход ИОС» : Воспитатель предлагает совершить виртуальное путешествие в рекламное агентство. Дети смотрят презентацию, из которой узнают для чего нужна реклама, что можно рекламировать (товары, услуги, акции и т. д., люди как профессий там работают. Воспитатель интересуется тем, какие рекламные слоганы знают дети(5-ка выручает, МТС всегда на связи и т. д.)Затем дети делятся на команды и получают предметы (мальчики- машинки, девочки –куклу, задание прорекламировать любимую игрушку в детском саду. После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты. Объясняют, какая реклама понравилась больше и почему.

Результат: У детей сформировано понятие «реклама» и умения рекламировать.

Календарно - тематическое планирование по финансово-экономическому воспитанию для детей

5-6 лет

Месяц

Неделя

Сентябрь

1

1. Занятие-беседа «Экономика и мы».

Задачи :

• познакомить детей с понятиями «экономика»;

• формировать представление об экономических категориях;

• воспитывать вежливость, культуру общения.

Блок №1 «Потребности»

Задачи :

• познакомить с экономической категорией «потребность»;

• формировать представление детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей;

• сформировать представления об ограниченности возможностей.

Тема

Педагогические средства

2

«Что такое потребности?»

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа.

3

«Что необходимо человеку?»

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы» серия №7, беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?».

4

«Потребности семьи»

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи»,

5

«Что мне нужно?»

Беседа, изобразительная деятельность.

Октябрь

Блок№2 Труд – продукт (товар)

Задачи :

• формировать понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «специальность»;

• расширить представления детей о труде взрослых;

• познакомить детей с многообразием профессий человека;

• способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;

Тема

Педагогические средства

1

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Беседа, чтение стихотворений о труде, д / и «Продукты труда – наши добрые дела»

2

«Труд-основа жизни».

Чтение и обсуждение сказки К,Д, Ушинского «Два плуга», д/и «Назови, кто что делает».

3

«Почему все взрослые работают?»

Демонстрация фрагмента мультфильма, «Все профессии нужны, все профессии важны», беседа, д/и «Кто где работает?»

4

«Путешествие в Страну профессий»

Презентация «Всех профессий не счесть», Д/и «Какие ошибки допустил художник?». Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла».

Ноябрь

1

«Всякому делу учиться надо»

м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова, д/и «Кто чем работает».

2

«Профессии моих родителей»

Составление рассказа по мнемотаблицам, изобразительная деятельность «Профессии моих родителей».

3

«Сами вещи не растут. сделать вещи – нужен труд».

Беседа, д/и «Откуда хлеб пришел», «Как появляется книга», «Кому что требуется для работы».

4

«Свой грош везде хорош»

Чтение и обсуждение сказки «Заработанный рубль»

Декабрь

1

«Как мы Федору трудиться учили»

Совместная трудовая деятельность.

Блок № 3 «Деньги, цена (стоимость»

Задачи :

• познакомить с историей возникновения денег, их предназначением;

• формировать представление о деньгах как о мере оценки труда, универсальном средстве обмена (инструмент обмена товаров и услуг);

• познакомить с видами и формами торговли (товар, услуги, ресурсы, оптом, в розницу, бартер);

• познакомить с понятиями «цена», «стоимость»;

• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете;

• дать первоначальное представление о банке как организации, с помощью которой можно сохранить, одолжить деньги, приобрести иностранную валюту и получить пластиковую карточку;

• воспитывать уважительное отношение к деньгам.

2

«Что такое деньги?»

Беседа «Какие бывают деньги», д/и «Для чего нам нужны деньги?», фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия).

3

«История возникновения денег»

НОД «Путешествие в историю возникновения денег» Презентация: «История возникновения денег»,

4

«Жители кошелька»

Исследовательская деятельность «Банкнота, монета, пластиковая карта».

5

«От куда деньги приходят»

Беседа, Д / и «Какие бывают доходы», изобразительная деятельность.

Январь

2

«Дом, где деньги живут»

Онлайн экскурсия в банк, просмотр мультфильма фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

3

«Что такое товар, услуга»

Д / и «Угадай, где продаются» Д / и «Группируем товары» Д / и «Товарный поезд»

4

«Обмен и покупка товара»

Беседа «Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт», «Магазин» Чтение стихотворения «Три копейки на покупку»

Февраль

1

«Что такое цена (стоимость)»

Чтение фрагмента сказки «Конек – Горбунок», Решение экономических задач. С / р. Игра «Магазин»

2

Что за деньги купить нельзя.

Беседа на тему без чего нам не обойтись в жизни? Что нельзя купить за деньги? Д/и «Что нельзя купить?»

3

«Что такое семейный бюджет»

Беседа о семейном бюджете, его планировании и расходовании. Д / и «какие бывают доходы?»

4

«Семейные расходы»

Беседа «Расходы личные и общие.

Д/и «Как тратит деньги семья», «Конфетки и монетки».

Март

1

«Как распределить бюджет семьи»

Д / и «Ты сегодня папа и получил зарплату», Д / и «Товары и услуги»

2

«Карманные деньги»

Притча «Заработанное своим трудом»,

Беседа «Как можно заработать деньги детям».

3

Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Блок № 4 «Реклама»

Задача :

• дать представление о рекламе, ее назначении;

• дать первичные представления о видах рекламы;

• развивать у детей способность различать рекламные уловки;

• формировать умения отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

4

«Что такое реклама?»

Беседа «Что такое реклама», чтение сказки и обсуждение С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

5

«Как создают рекламу?»

Апрель

1

«Реклама вокруг нас»

Беседа «Где мы видим рекламу»

2

«Реклама - правда или ложь?»

Обсуждение «Что может реклама»

3

«Рекламное агентство»

Деловая игра «Рекламное агентство».

4

«Реклама моей игрушки»

Составление самостоятельно рекламы любимой игрушки.

Май

Блок №5 «Полезные привычки в быту»

Задачи :

• расширять знания детей о природе;

• дать понятие «природные ресурсы», «полезные ископаемые»;

• дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, тепла);

формировать полезные привычки: соблюдать чистоту, бережно пользоваться окружающими вещами, оказывать посильную помощь взрослым;

• познакомить с понятиями «экономия», «бережливость», «хозяйственность»;

• показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов;

• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

1

«Ресурсы нашей страны»

Презентация на тему Презентация на тему: "Природные ресурсы России". Д/и «Хорошо-плохо»

2

«Путешествие в страну бережливость»

НОД «Экономия тепла, света, воды»

3

«Хороший хозяин»

Беседы на темы «Приобрел вещь – умей с ней обращаться». Дидактические игры «Правила поведения» «Плохо – хорошо» Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе» В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо» Пословицы и поговорки о лени, труде

4

«Итоговое занятие» Викторина «Что мы узнали о финансах».

Варианты ответов (Да, Не уверен, Нет)

1

Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль?

2

Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда, стоимость различных товаров и т. п.)

3

Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить «нездоровый» интерес к ним?

4

Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?

5

В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять причину отказа?

6

Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?

7

Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?

8

Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?

9

Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи?

10

Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?

11

Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группеКонспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группе Задачи: - формировать осознанное отношение воспитанников к своему здоровью и закреплять основные правила сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа)Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа) «Решение логических задач по ПДД с участием отряда ЮПИД» Воспитатель Архипова Елена Анатольевна. Цель: Закреплять знания детей о безопасном.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 10:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ветлугина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД