Ветлугина Ольга
Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок»
Доклад
«Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности»
Выполнила: воспитатель
старшей группы
Ветлугина О. В.
2021г
Ситуационный подход в современной педагогике сегодня становится одним из актуальных и перспективных.
Публикация «Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
2. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем как непосредственно образовательная деятельность нового типа, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня
Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задаче, они мыслят вариативно и широко.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.
Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъектности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
1. Раздел «Труд»
ИОС «Кто что делает…» игрушки-аналоги
Материалы: карточки-картинки о профессиях (повар, художник, строитель, швея, пчеловод и т. д.)
Цель: Закрепить знания о профессиях, донести мысль о том, что деньги надо зарабатывать.
Игровые правила: дети выполняют задания по подгруппам
Предварительная работа : рассматривание альбома «профессии», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», дидактическая игра «4-й лишний» беседы о профессиях.
Ход ИОС: Воспитатель предлагает картинки с изображением профессий и карточки с изображениями результатов труда данных профессий. Детям дается задание : соотнести результат труда к соответствующей профессии. Первая группа выбирает карточки – профессии, вторая – результат труда.
Во время обсуждения игры детям можно задать вопрос : что будет результатом труда таких профессий, как полицейский, учитель?
Результат: дети закрепили и расширили знания о различных видах труда и профессиях, поняли, что любой труд оплачивается.
2. Раздел «Деньги»
ИОС «Деньги всякие нужны…» с литературным персонажем
Оборудование: кошелек с набором разных «монет» и «банкнот»
Цель: Закрепить понятия «деньги», «монета», «банкнота», понимать их назначение и необходимость в жизни человека;
Игровые правила: дети выполняют задания одной группой
Предварительная работа : рассматривание монет и банкнотов; рисование «своих» денег, чтение «Муха-Цокотуха» Чуковский, «Приключение Буратино» Толстой, просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы», беседа о видах денег.
Ход ИОС: К детям приходит Буратино, который нашел кошелек и не знает, что в нем находится. Воспитатель просит ребят объяснить Буратино, что такое деньги, для чего они нужны? Дети объясняют назначение денег, сравнивают «монету» и «банкноту». Проблемная ситуация : Буратино не знает, как поступить с находкой? (дать объявление в газету, в соцсетях и т. д.) Идет обсуждение ситуации, где решено вернуть кошелек владельцу. Буратино уходит, а дети дают нравственную оценку поступку героя.
Результат: Дети закрепили знания о внешнем виде денег, понимают их назначение и роль в жизни людей, сформировано нравственное качество личности как честность.
3. Раздел «Покупаем – продаем»
ИОС «Подарок ослику Иа…» (с литературным героем)
Материалы: муляжи денег, ценники, игрушки-аналоги
Цель: формировать умение тратить средства в соответствии с имеющейся суммой.
Игровые правила: дети выполняют задания индивидуально
Предварительная работа: просмотр видеофильмов, беседы, дидактические игры «что продается в магазине», чтение книги Милн «Винни Пух и все-все-все».
Ход ИОС: Воспитатель вводит детей в ИОС : у ослика Иа скоро день рождения, предлагает отправиться в магазин и купить ему подарок, имея определенное количество денег. При необходимости ребенок имеет возможность попросить в долг у другого ребенка.
Результат: У детей сформировано умение соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара, сформировано качество – взаимовыручка.
4. Раздел «Реклама»
ИОС «рекламное агентство…»(путешествие)
Материалы: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, презентация, машинки и куклы
Цель: Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
Игровые правила: дети выполняют задания по командам
Предварительная работа: беседы о рекламе, рассматривание рекламных листовок
Ход ИОС» : Воспитатель предлагает совершить виртуальное путешествие в рекламное агентство. Дети смотрят презентацию, из которой узнают для чего нужна реклама, что можно рекламировать (товары, услуги, акции и т. д., люди как профессий там работают. Воспитатель интересуется тем, какие рекламные слоганы знают дети(5-ка выручает, МТС всегда на связи и т. д.)Затем дети делятся на команды и получают предметы (мальчики- машинки, девочки –куклу, задание прорекламировать любимую игрушку в детском саду. После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты. Объясняют, какая реклама понравилась больше и почему.
Результат: У детей сформировано понятие «реклама» и умения рекламировать.
Календарно - тематическое планирование по финансово-экономическому воспитанию для детей
5-6 лет
Месяц
Неделя
Сентябрь
1
1. Занятие-беседа «Экономика и мы».
Задачи :
• познакомить детей с понятиями «экономика»;
• формировать представление об экономических категориях;
• воспитывать вежливость, культуру общения.
Блок №1 «Потребности»
Задачи :
• познакомить с экономической категорией «потребность»;
• формировать представление детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей;
• сформировать представления об ограниченности возможностей.
Тема
Педагогические средства
2
«Что такое потребности?»
Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа.
3
«Что необходимо человеку?»
Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы» серия №7, беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?».
4
«Потребности семьи»
Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи»,
5
«Что мне нужно?»
Беседа, изобразительная деятельность.
Октябрь
Блок№2 Труд – продукт (товар)
Задачи :
• формировать понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «специальность»;
• расширить представления детей о труде взрослых;
• познакомить детей с многообразием профессий человека;
• способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
Тема
Педагогические средства
1
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Беседа, чтение стихотворений о труде, д / и «Продукты труда – наши добрые дела»
2
«Труд-основа жизни».
Чтение и обсуждение сказки К,Д, Ушинского «Два плуга», д/и «Назови, кто что делает».
3
«Почему все взрослые работают?»
Демонстрация фрагмента мультфильма, «Все профессии нужны, все профессии важны», беседа, д/и «Кто где работает?»
4
«Путешествие в Страну профессий»
Презентация «Всех профессий не счесть», Д/и «Какие ошибки допустил художник?». Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла».
Ноябрь
1
«Всякому делу учиться надо»
м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова, д/и «Кто чем работает».
2
«Профессии моих родителей»
Составление рассказа по мнемотаблицам, изобразительная деятельность «Профессии моих родителей».
3
«Сами вещи не растут. сделать вещи – нужен труд».
Беседа, д/и «Откуда хлеб пришел», «Как появляется книга», «Кому что требуется для работы».
4
«Свой грош везде хорош»
Чтение и обсуждение сказки «Заработанный рубль»
Декабрь
1
«Как мы Федору трудиться учили»
Совместная трудовая деятельность.
Блок № 3 «Деньги, цена (стоимость»
Задачи :
• познакомить с историей возникновения денег, их предназначением;
• формировать представление о деньгах как о мере оценки труда, универсальном средстве обмена (инструмент обмена товаров и услуг);
• познакомить с видами и формами торговли (товар, услуги, ресурсы, оптом, в розницу, бартер);
• познакомить с понятиями «цена», «стоимость»;
• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете;
• дать первоначальное представление о банке как организации, с помощью которой можно сохранить, одолжить деньги, приобрести иностранную валюту и получить пластиковую карточку;
• воспитывать уважительное отношение к деньгам.
2
«Что такое деньги?»
Беседа «Какие бывают деньги», д/и «Для чего нам нужны деньги?», фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия).
3
«История возникновения денег»
НОД «Путешествие в историю возникновения денег» Презентация: «История возникновения денег»,
4
«Жители кошелька»
Исследовательская деятельность «Банкнота, монета, пластиковая карта».
5
«От куда деньги приходят»
Беседа, Д / и «Какие бывают доходы», изобразительная деятельность.
Январь
2
«Дом, где деньги живут»
Онлайн экскурсия в банк, просмотр мультфильма фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).
3
«Что такое товар, услуга»
Д / и «Угадай, где продаются» Д / и «Группируем товары» Д / и «Товарный поезд»
4
«Обмен и покупка товара»
Беседа «Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт», «Магазин» Чтение стихотворения «Три копейки на покупку»
Февраль
1
«Что такое цена (стоимость)»
Чтение фрагмента сказки «Конек – Горбунок», Решение экономических задач. С / р. Игра «Магазин»
2
Что за деньги купить нельзя.
Беседа на тему без чего нам не обойтись в жизни? Что нельзя купить за деньги? Д/и «Что нельзя купить?»
3
«Что такое семейный бюджет»
Беседа о семейном бюджете, его планировании и расходовании. Д / и «какие бывают доходы?»
4
«Семейные расходы»
Беседа «Расходы личные и общие.
Д/и «Как тратит деньги семья», «Конфетки и монетки».
Март
1
«Как распределить бюджет семьи»
Д / и «Ты сегодня папа и получил зарплату», Д / и «Товары и услуги»
2
«Карманные деньги»
Притча «Заработанное своим трудом»,
Беседа «Как можно заработать деньги детям».
3
Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
Блок № 4 «Реклама»
Задача :
• дать представление о рекламе, ее назначении;
• дать первичные представления о видах рекламы;
• развивать у детей способность различать рекламные уловки;
• формировать умения отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
4
«Что такое реклама?»
Беседа «Что такое реклама», чтение сказки и обсуждение С. В. Михалков «Как старик корову продавал».
5
«Как создают рекламу?»
Апрель
1
«Реклама вокруг нас»
Беседа «Где мы видим рекламу»
2
«Реклама - правда или ложь?»
Обсуждение «Что может реклама»
3
«Рекламное агентство»
Деловая игра «Рекламное агентство».
4
«Реклама моей игрушки»
Составление самостоятельно рекламы любимой игрушки.
Май
Блок №5 «Полезные привычки в быту»
Задачи :
• расширять знания детей о природе;
• дать понятие «природные ресурсы», «полезные ископаемые»;
• дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, тепла);
• формировать полезные привычки: соблюдать чистоту, бережно пользоваться окружающими вещами, оказывать посильную помощь взрослым;
• познакомить с понятиями «экономия», «бережливость», «хозяйственность»;
• показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов;
• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
1
«Ресурсы нашей страны»
Презентация на тему Презентация на тему: "Природные ресурсы России". Д/и «Хорошо-плохо»
2
«Путешествие в страну бережливость»
НОД «Экономия тепла, света, воды»
3
«Хороший хозяин»
Беседы на темы «Приобрел вещь – умей с ней обращаться». Дидактические игры «Правила поведения» «Плохо – хорошо» Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе» В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо» Пословицы и поговорки о лени, труде
4
«Итоговое занятие» Викторина «Что мы узнали о финансах».
Варианты ответов (Да, Не уверен, Нет)
1
Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль?
2
Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда, стоимость различных товаров и т. п.)
3
Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить «нездоровый» интерес к ним?
4
Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?
5
В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять причину отказа?
6
Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?
7
Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?
8
Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?
9
Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи?
10
Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?
11
Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому?