Мария Васильева
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных моментов в ДОУ.
Форма проведения мастер-класса:
• с педагогами и для них без участия детей;
• лекция с элементами презентации + практическая работа
Материалы и оформление:
• презентация по теме мастер-класса;
• памятка для педагогов
Публикация «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей» размещена в разделах
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть. Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса.
Помните известное китайское изречение : То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).
Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций :
игровые; практические; театрализованные; проблемно-игровые; проблемные.
Так же образовательные ситуации можно разделить на : заранее спланированные; спонтанно возникшие.
В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.
Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
2. Теоретическая часть.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.
Проблемно-игровая образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми: ситуативный разговор с детьми; рассказ; беседа; дежурство; наблюдение; исследовательская деятельность; экскурсия; экспериментирование; чтение; игра-экспериментирование; конструктивная деятельность; развивающая игра; сюжетно-ролевая игра.
Проблемная ситуация – помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений..
Это побуждает ребенка находить новый метод объяснения.
Например: Буратино уронил в болото золотой ключик, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Как Буратино достать ключ?
Противоречие: Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывает на поверхность.
Определять необходимые поисковые умения ребенка и воспитателя в процессе разрешения проблемных ситуаций мне помогает технологическая карта. (памятка)
3. Практическая часть.
Давайте представим, что вы воспитанники моей группы, а я ваш воспитатель. Будем вместе играть, отвечайте, громко, не перебивайте друг друга. Перед каждой ситуацией будет отступление-пояснение.
Итак, я считаю! Что утро в детском саду самое благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы.
Для детей среднего возраста можно предложить проблемную ситуацию :
Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности. Почему не все ложки утонули?
Ответ: ложки были разные: металлические, деревянные, пластмассовые.
В процессе сюжетно-ролевой игры в средней группе воспитатель предлагает девочкам пойти в театр со своими дочками. А что нужно сделать перед тем как пойти в театр? Ответы детей. Нужно их причесать и завязать красивые бантики. Предлагает из разноцветных ленточек (из бумаги) завязать своим дочкам бантики. (Ленточки- рвутся). Почему ленточки не завязываются, а рвутся? А из чего же нужно взять ленточки, чтобы они завязались и не порвались?
В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению. Хватит ли столовых приборов на обед для всех детей? Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться?
Временной отрезок после сна можно использовать с пользой: застилая постель после сна:
Определите на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка?
Расчесывая девочек, спрошу, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой?
В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.
Например: для среднего возраста. Козлята из сказки «Волк и семеро козлят» просят помощи. Они перебежали через речку по мостику на другой берег на полянку. Там играли, веселились, на солнышке грелись. Собрались домой, а речка разлилась и мостик затопила. Нужно козлятам перебраться на другой берег реки, но они не могут. Как помочь козлятам?
(нужно проложить через речку новый мостик).
При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все дощечки подходят. Что надо сделать, чтобы подобрать правильную дощечку? (сравнить длину дощечки и ширину реки).
По уходу за комнатными растениями в центре природы проблемные образовательные ситуации могут вытекать из опыта и наблюдения и решаться путем проведения опыта.
Например: Карлсон, пролетая мимо окна детского сада, удивился, почему растения опустили листики? А вы, ребята, как думаете? Ответы детей. (Если вовремя не полить растения, то одни начинают опускать листики, вянуть)
Почему кактус в частом поливе не нуждается и без воды не вянет?»
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа
"Что повар приготовил?», "Угадай, из чего приготовлено? ",
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования.
В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты со снегом. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:
- Откуда берутся сосульки?
- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?
- Откуда появилась вода на крыше?
- Куда девается снег весной?
Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.
А это простор для включения образовательных ситуаций в игровую деятельность детей.
Подведение итога мастер-класса.
Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что организация образовательных ситуаций в режимных моментах необходима, так как в процессе формируется познавательный интерес, желание узнать что- то новое, проявляется интеллектуальная активность.
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.
Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
приложение
Памятка.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка
I
Постановка проблемы Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.
Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему.
Определяет целевую установку. Осознает создавшееся противоречие.
«Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы.
Осознает цель поиска.
II
Актуализация знаний Побуждает детей к
активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.
Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.
Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые
знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).
Осознает потребность в новых знаниях.
Концентрируется на поиске новых знаний.
III
Выдвижение гипотез предположений Организует выдвижение предположений.
Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе
поиска. Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.
Принимает программу поиска.
Проводит поисковую деятельность.
IV
Проверка решения Проверяет результаты поиска.
Помогает выбрать правильное решение Докладывает результаты поиска.
Формулирует выводы.
V
Введение в систему знаний Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий.
Организует применение полученных знаний. Присваивает новые знания и умения.
Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска.
Применяет полученные
знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. 100 тайн детского развития / Ю. П. Азаров. - М. : ИВА, 1996. – 480 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношения / Г. М. Бреслав. - М., 1990
3. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 1966. – 442 с.
5. Волков, К. Н. Психология о педагогических проблемах / К. Н. Волков. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб., 1997.
7. Запорожец, А. В. и современная наука о детях. Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца (13-15 декабря 1995) - М. : Центр
«Дошкольное детство». – 1995. - 172 с. 8
8. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М. И. Лисина// Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73-75.
9. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение ситуаций / А. М. Матюшкин. – М. : КДУ, 2009. – 190 с.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – Изд. 4-е, стереот. – М. : Академия, 1999. – 640 с.
11. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.