Бактыгуль Имангазиева
Речевые игры как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Речевые игры как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,становления и развития всех сторон речи.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулам развития речи детей.
Толковое, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
В начале года было проведено анкетирование родителей "Речевое развитие ребенка". Результаты анкетирования дали возможность выявить степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем. (Приложение 1)
Таким образом, тема проекта актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Именно поэтому, целью данного проекта является определение роли игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:
Для воспитателей:
1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей развитию речи у детей дошкольного возраста.
2. Разработать перспективный план работы
3 Создать предметно-развивающую среду.
Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
5. Взаимодействовать с родителями по приобщению детей к развивающим играм.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию речи.
Для родителей
Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей, через развивающие игры.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка.
Методы и приемы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года жизни происходят большие изменения в развитии речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной, ребенок начинает пользоваться всеми частями речи, говорить длинными фразами, употребляя предложения. Ввиду того, что речевой аппарат еще не совершенен, ему трудно произносить такие звуки, как «ш», «щ», «ч», «р», «ж».
Речь становится осмысленной, но построение фраз часто бывает неправильным. В речи появляется много слов, которые дети сами изобретают. Например: лопатку называют «копаткой», мороженное «можужу» и т. д.
Дети очень любят слушать коротенькие стихи с простой рифмой про то, что им близко и понятно. Например, когда идет дождь, можно рассказать стишок про дождь, при виде птичек – стишок про птичек и т. д.
Развитию речи способствуют игры, в которых много поводов для разговоров с взрослыми и другими детьми. Такие игры как пальчиковые, подвижные, речевые, лото, разрезные картинки, строительный материал, игры с чудесным мешочком и т. д. Например, в мешке находятся разные предметы и игрушки, которые могут вызвать воспоминания. Хорошо вспомнить о прошлом и говорить, о будущем, связывая настоящее с прошлым и будущим. Например, наблюдая за падающими осенними листьями и голыми деревьями, вспомнить лето, говоря при этом: «А помните, как летом было много зеленых листочков на этом дереве?» или «Помните, здесь была клумба с цветами?», говоря о будущем, рассказать, как малыш будет играть зимой.
Дети 2-3 лет не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).
В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. Например, «Подуй на снежинку», «Подул ветерок».
Младшая группа
К концу года ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребё нок знает и умеет следующие вещи: говорит своё имя, фамилию и отчество; знает имена родственников и друзей; воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию; говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные. Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д. Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др. Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит. Повторяет услышанное. Пересказывает мультфильм или сказку. Говорит не только громко, но и тихо. В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний. Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.
Средняя группа
К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:
способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
в данном возрасте умете связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.
Старший дошкольный возраст
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.
Педагоги
-Разработанная система помогает повысить уровень развития речи у детей дошкольного возраста через развивающие игры.
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
-Стремление взаимодействовать с родителями
Продукт проекта:
• Картотека развивающих игр.
• Картотека консультаций для родителей.
• Перспективный план работы.
• Обновление развивающей среды.
• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию речи у дошкольников.