Анна Лесникова
Речевое развитие детей раннего возраста посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сказка «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» (Ирина Токмакова.)
Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цель: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.
Задачи:
- Формирование представлений о русских народных сказках.
- Ознакомление с дидактическими играми и правилами игр;
- воспитание познавательного интереса, и любознательности;
- выявления возможностей использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития речи детей
Технологии
- личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.
- технология исследовательской деятельности: формирование у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
- здоровье сберегающие технологии:динамические паузы;
является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- Коммуникативное общение – особенность этой технологии является осознание ребенком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал при этом ребенок.
- игровая технология: строится как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Принцип открытости
- реализуется за счет безусловного признания выдвинутых идей детей. Этот принцип реализуется в следующих направлениях: дети имеют право участвовать или нет; говорить по одному или по очереди, представлять в качестве результата то, что считает своим достижением.
Принцип рефлексивности.
- реализуется в том, что и у педагогов, и у детей есть общая тема для обсуждения. Данный принцип является основой для создания ребенком себя субъектом собственной деятельности, субъектом познания. В результате у детей формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в трудностях.
ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-В результате поставленных задач, у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определённых сказочных сюжетов, умение понимать сюжетную линию сказок, развивается речь у детей, умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения :
- Выражать свои мысли и чувства в речи. Умение передавать художественный образ в рисунке Развитие потенциала, фантазии, воображения, способности словотворчеству.
Перспективный план на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством сказок»
Месяц Темы Задачи
Сентябрь Кукольный театр «Теремок»
Д/и «Собери и расскажи сказку».
Д/и «Отгадай сказку по картинке» - Приобщение детей к театру и искусству
-Развитие логического мышления, внимания. Продолжение составления сказочный рассказ по серии картинок.
-Умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развитие памяти и речевого общения.
Октябрь Д/и «Кто за кем»
Д/и «Отгадай из какой сказки» -выявить степень знания сказок.
-Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.
Ноябрь Д/и «Опиши героев сказки»
Д/И «Кто лишний» -Закрепление знание детей о героев сказки, развитие речи, памяти, мышления, воображения.
-Закрепление знание детей умение находить лишний предмет, и объяснить почему он лишний.
Декабрь Д/и «Помоги найти маму»
Д/и «Кто это, что это» -Формирование правильного произношения звуков. Развитие грамматического строя речи.
Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Январь Д / и «Скажи какой»
Д/и «Теремок» - развитие и обогащение и активизации словаря у детей.
Развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики
-Развитие детей чётко и громко называть животных, живущих в теремке.
Февраль Д/и «Прятки»
Д/и «Сравни животных» - Развитие формирования правильного произношение предлогов в, на, около, под, перед.
-Развитие сравнения животных, выделяя их противоположные признаки.
Март Д/и «Отгадай предмет по описанию»
Д / и «Четвёртый лишний» - Развитие формирования и согласование по родам прилагательные с существительным.
-Развитие логики и долговременной памяти
Апрель Д/и «Найди пару»
Д/и «Собери целое» - Развитие зрительной памяти и внимания.
- Развитие логики и зрительной памяти.
Май Д / и «Разложи картинку»
Д / и «Лото» - Формирование умения правильно называть их.
-Развитие умение упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах)
Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку».
Задачи: Развитие логического мышления, внимания. Продолжение составления сказочный рассказ по серии картинок.
Целевой ориентир: умеют составлять сказочный рассказ по картинкам
Материалы и оборудование: набор картинок по теме «Сказка»
Ход игры:
Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам собрать героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.
Дидактическая игра «Отгадай сказку по картинке».
Задачи: развитие в памяти знакомые сказки, узнавать по фрагментам, иллюстрациям, вызывать желание самим рассказывать определенные эпизоды, исполнять роли, эмоционально передавая характер героев, инсценировать сказки совместно со взрослыми. Целевой ориентир: узнают знакомые сказки, умеют инсценировать роли героев при помощи взрослого.
Материалы и оборудование: Картинки с героями сказок.
Ход игры: Сегодня мы с вами совершим путешествие
в сказку, проведем игру-викторину “Что за прелесть эти сказки!”Все вы очень
хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. (воспитатель показывает эпизоды из сказок, а дети отгадывают)