Наталья Журавлева
«Речемыслительная деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Речемыслительная деятельность старших дошкольников"
В формировании связной речи детей отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости.
Наглядно-образное мышление лежит в основе интеллектуальной деятельности. Основное назначение его – верно оценивать наглядную ситуацию. Мышление приобретает у дошкольника 5 лет характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление, отгадать загадку, решить головоломку).
Публикация «„Речемыслительная деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах
В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции, используя при этом различные языковые средства.
Особенности развития мышления во многом зависят от детского словаря. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
В своей работе часто использую развивающие игры Воскобовича, кубики Никитина и счетные цветные палочки Кюизинера. Использование данных игр дает возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления.
К данным играм разработала комплекс заданий, направленных на развитие связной речи. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе, о чем рассказывать, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любой вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный игровой опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Приведу примеры некоторых игр.
1. «Парные картинки» - ребенку предлагаются схематические изображения предметов для выкладывания из кубиков Никитина. Специально подбираем изображения и разделяем их на 2 разных листа. На одном листе: бокал, гусь, домик, ракета, пароход, краб, крокодил, снежинка, катушка. На другом листе: чайник, лебедь, палатка, звезда, маяк, рыбка, верблюд, снеговик, платье. Предлагаем распределить данные картинки на пары, установить между ними связь и объяснить, что их объединяет. После этого предлагаем сложить пару картинок из кубиков в соответствие с текущей лексической темой недели.
2. «Что лишнее?» - в соответствие с текущей лексической темой недели, ребенку предлагаются слова, например, тема «Обувь» - слова сандалии, кеды, сапоги, шлепки – ребенок находит лишнее слово сапоги, объясняет, почему именно это слово лишнее, после этого ему предлагается выложить данный предмет из кубиков по схеме, разделить слово сапоги на слоги и составить с данным словом предложение.
3. «Подбери нужное слово» - предлагаем ребенку кубики Никитина или чудо Соты «Ларчик» из серии «Развивающие игры Воскобовича» - используя их, выложить животное, название которого подходит к схеме (предлагается схема слова, разделенного на слоги, после этого убираем какую-либо часть (хвост, ноги, уши) и говорим, например, заяц без ушей – какой заяц? (безухий заяц) и т. д.
В возрасте от 5 до 7 лет у детей активно происходит формирование понятий и использование символов. Эти понятия ограничены их личным непосредственным опытом. Дети познают мир в основном через собственные действия, не делают обобщений в целом классе объектов. При решении подобных задач с косвенным результатом дети начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.