МААМ-картинки

«Речемыслительная деятельность старших дошкольников»

Наталья Журавлева
«Речемыслительная деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

"Речемыслительная деятельность старших дошкольников"

В формировании связной речи детей отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости.

Наглядно-образное мышление лежит в основе интеллектуальной деятельности. Основное назначение его – верно оценивать наглядную ситуацию. Мышление приобретает у дошкольника 5 лет характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление, отгадать загадку, решить головоломку).

Публикация «„Речемыслительная деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах

В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции, используя при этом различные языковые средства.

Особенности развития мышления во многом зависят от детского словаря. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

В своей работе часто использую развивающие игры Воскобовича, кубики Никитина и счетные цветные палочки Кюизинера. Использование данных игр дает возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления.

К данным играм разработала комплекс заданий, направленных на развитие связной речи. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе, о чем рассказывать, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любой вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный игровой опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Приведу примеры некоторых игр.

1. «Парные картинки» - ребенку предлагаются схематические изображения предметов для выкладывания из кубиков Никитина. Специально подбираем изображения и разделяем их на 2 разных листа. На одном листе: бокал, гусь, домик, ракета, пароход, краб, крокодил, снежинка, катушка. На другом листе: чайник, лебедь, палатка, звезда, маяк, рыбка, верблюд, снеговик, платье. Предлагаем распределить данные картинки на пары, установить между ними связь и объяснить, что их объединяет. После этого предлагаем сложить пару картинок из кубиков в соответствие с текущей лексической темой недели.

2. «Что лишнее?» - в соответствие с текущей лексической темой недели, ребенку предлагаются слова, например, тема «Обувь» - слова сандалии, кеды, сапоги, шлепки – ребенок находит лишнее слово сапоги, объясняет, почему именно это слово лишнее, после этого ему предлагается выложить данный предмет из кубиков по схеме, разделить слово сапоги на слоги и составить с данным словом предложение.

3. «Подбери нужное слово» - предлагаем ребенку кубики Никитина или чудо Соты «Ларчик» из серии «Развивающие игры Воскобовича» - используя их, выложить животное, название которого подходит к схеме (предлагается схема слова, разделенного на слоги, после этого убираем какую-либо часть (хвост, ноги, уши) и говорим, например, заяц без ушей – какой заяц? (безухий заяц) и т. д.

В возрасте от 5 до 7 лет у детей активно происходит формирование понятий и использование символов. Эти понятия ограничены их личным непосредственным опытом. Дети познают мир в основном через собственные действия, не делают обобщений в целом классе объектов. При решении подобных задач с косвенным результатом дети начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. А. Сухомлинский Детское экспериментирование является одним из.

«Почему исчезают животные?» Образовательная деятельность по познавательному развитию старших дошкольников Образовательная деятельность по познавательному развитию старших дошкольников Тема: «Почему исчезают животные» Цель: формировать у детей.

Экспериментирование и опытная деятельность старших дошкольников Цель: развить мыслительные способности у дошкольников в процессе ознакомления с природой и природными материалами. Задачи: 1) Помочь детям.

Дизайн-деятельность старших дошкольников [bДизайн-деятельность старших дошкольников как средство интеграции познавательного и эстетического содержания в образовательном пространстве.

Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики»Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики» Доброго дня Вам, уважаемые посетители моего блога! 12 апреля - День космонавтики! Этот тематический день прошёл в нашей группе интересно,.

Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема Ключевые слова: нарушения речи, игровая деятельность, старший дошкольник. В статье рассматриваются основные понятия нарушений речи у детей.

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность старших дошкольников с ОНР» Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

Планирование «Художественно-эстетическая деятельность старших дошкольников» 1. Осенние листья. Печатание листьев Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цвето-восприятие. Учить смешивать краски прямо.

Презентация «Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя.

Презентация на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Презентация на тему: «Опытно-экспериментальна деятельность старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна.

Автор публикации:
«Речемыслительная деятельность старших дошкольников»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 12:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Речемыслительная деятельность старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД