татьяна пахомова
Речь воспитателя как основной источник речевого развития детей в детском саду
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.
Публикация «Речь воспитателя как основной источник речевого развития детей в детском саду» размещена в разделах
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако выявить недостатки своей речи часто бывает нелегко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Кроме того, если воспитатель в течение длительного времени небрежно относится к своей речи, то недочеты прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются.
Так к недочетам речи педагога относится:
• Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной,
трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка
замедленном темпе;
• Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к
содержанию);
• Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При
необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость,
более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
• Неправильное произнесение звуков: вместо [што] говорит [что],
вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишновъ] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся;
• Неправильное произнесение словосочетаний: например, говорит
«оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд, «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях);
• Употребление слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами
(Катенька, убери кружечку со столика)
• Употребление в речи слов - паразитов (ну, вот, так сказать, значит)
• Неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию:
может вставить просторечное слово в официальную речь, может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо.
К речи воспитателя предъявляются большие требования: чистое звукопроизношение, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть внятной, выразительной; необходим приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим, а в особенности к воспитанникам.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с хорошей дикцией, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают уставать, отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Чуть замедленную речь маленьким детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Но не нужно забывать, что при чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются скороговорки.
Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).
Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Общаясь с детьми, воспитатель не должен нагромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Дети лучше воспринимают короткие фразы, так как при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Но вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Рассказывая детям о каком-то событии необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Кроме того, речь должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям :
-воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;
-необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить;
-систематически контролировать речь детей, вовремя исправлять ошибки.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Русский публицист и литературный критик, Дмитрий Иванович Писарев писал:
«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Речь воспитателя должна быть для детей эталоном!
И помните, коллеги, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.