Нина Привалова
Памятка для родителей «Речь и речевое общение детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Диалог в речевой деятельности детей проявляется на разных уровнях в разной степени.
Для развития диалогической речи детей беседуйте с детьми на темы из личного опыта, в таких беседах дошкольник учится слушать партнера, инициативно высказываться, реагировать на высказывание партнера, соблюдать в беседе очередность.
Публикация «Памятка для родителей „Речь и речевое общение детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К концу старшего дошкольного возраста дети осваивают форму внеситуативно-личностного общения со взрослым. Детей все больше волнуют вопросы нравственности, добра, зла.
Итак, диалогу надо учить.
Обучение осуществляйте в форме дидактических игр с парным взаимодействием, а также игр-драматизаций и традиционных народных игр.
В процессе игр дети учатся ориентироваться на партнера, слушать и слышать его, соблюдать очередность высказываний, аргументировано выражать свое согласие или несогласие с действием партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения.
Например, в игре «Чего не стало?» дети учатся не только образовывать формы существительных родительного падежа множественного числа (не стало кисточек, красок, карандашей, но и управлять поведением сверстников (закройте глаза, откройте, отгадывайте).
В игре «Какой, какая, какое?», подбирая определения к словам, дети учатся слушать партнера, уже сказанное не повторять, говорить по очереди.
Побуждайте детей к совместному сочинению коротких сказок, рассказов, используя схемы на начальных этапах.
Например, прочтите детям скороговорку:
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Побеседуйте по содержанию, пофантазируйте.
- как ты думаешь, откуда взялся под горкой на лугу сыр? Как он туда попал?
Нарисуйте вместе с детьми схемы, по которым ребенок смог бы придумать рассказ.
Схемы такого плана: 1. На земле около скатерти сидят охотники с ружьями; 2. На земле около скатерти сидит пастушок с дудочкой; 3. На земле около скатерти сидят дети с удочками; 4. Около сыра сорока; 5. Около сыра собака; 6. Около сыра ежик.
Придумайте вместе с ребенком рассказ «Как звери сыр нашли». Предложите ребенку выбрать какие события будут в его рассказе. Договоритесь, кто будет начинать, а кто продолжать и заканчивать рассказ.
литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей дет. сада. – М. : Мозаика-Синтез, 19999.
2. Арушанова А. Г, Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога: Книга для воспитателей/ Под ред. Арушановой А. Г- М. :Мозаика-Синтез, 2004.