Елена Семенова
Консультация для родителей «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!
Статья заведующего ГБДОУ детский сад №8
Семеновой Е. Б.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему их учит…
Себастьян Брант.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок учится тому, что видит у себя в дому“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Это стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. Ведь, к сожалению, современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Эти взрослые забыли одну простую истину, высказанную некогда Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы дали жизнь нашим детям, а, значит, мы ответственны за их настоящее и будущее.
Новые социально- экономические условия, социально- экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в семье материальных ценностей над духовными; обесценивание семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Семья – зеркальное отражение общества. От того, каким будет общество в течение XXI века, будет зависеть и облик семьи в нашем столетии, и наоборот. Сейчас мы видим, что в общественных отношениях семейные ценности зачастую теряют свою первоначальную значимость в глазах многих людей, уступая свое место сиюминутным целям зарабатывания денег, построения успешной карьеры, стремления утвердиться в обществе и возвыситься в глазах окружающих. Все эти цели мешают человеку сконцентрироваться на семейных заботах.
В наши дни существует масса факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения членов семей, эти факторы также воздействуют на состояние современного общества и имеют как позитивные, так и негативные стороны. Так, стремление к материальному благополучию похвально, но возможность для обеспечения семьи всегда представится тем, кто заботится о своих близких. А в постоянной гонке за богатством легко потерять тепло человеческих отношений. Говорят, что здоровье не купишь ни за какие деньги. Но ведь то же самое можно сказать и о семье: тепло и понимание родных людей нельзя измерить материальным благополучием. Развитие технической мысли освободило современных матерей от многих домашних обязанностей, но не все стараются потратить это время на то, чтобы поиграть с ребенком или прочесть ему книгу. Взамен простого родительского общения заботу об их воспитании перекладывается на плечи нянь и гувернанток.
Огромную роль в воспитании детей оказывают СМИ. И если на экранах телевизоров мы будем чаще видеть не отсутствие культуры, насилие и жестокость, а отражение семейных и духовных ценностей и традиций, то подрастающие дети будут стремиться к ним. А значит, в мире станет меньше одиноких людей и брошенных детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность.
Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса. Судить о том, какой станет семья и ее роль в обществе, также трудно, как предугадать будущее. С уверенностью можно сказать лишь то, что в любом столетии найдутся люди, которые будут связывать свое будущее и настоящее с семейными отношениями и для которых их ценность останется непреходящей.