Екатерина Масюнина
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Публикация «Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Следует отметить недостаток развития у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Конечно данные задачи решаются в интегрированном образовательном процессе, особенно по областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Но в области «Художественно – эстетическое развитие» также могут решаться задачи формирования основ здорового образа жизни, например навыка правильной осанки или развития интереса к деятельности, или развитие умения рисовать тело человека, полезные продукты, игры и движения детей.
Так же широко реализуется индивидуально – дифференцированный подход в организованной и совместной деятельности по особенностям здоровья детей.
Одним из средств решения задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в занятиях
1. ]Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы: проводятся во время организованной деятельности, 2-5 минут. По мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры: как часть занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация:проводиться в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Технологии эстетической направленности: Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр. оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика пальчиковая: проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз: проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
2. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия: При рисовании и рассматривании Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Системное применение здоровьесберегающих технологий позволяет получать следующие результаты:
1) Возросла способность детей устанавливать причинно следственные связи между своими действиями и влиянием их на организм.
2) Снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями
3) Дети стали, более осознано и бережно, относится к своему организму и здоровью.