Елена Михайловна Крыжукова
Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье автором приводится практический пример из
опыта работы по образовательной программе, разработанной на основе
программы «Сообщество», приводится подробное описание деятельности
основных центров, действующих в помещении группы детского сада.
Наш детский сад работает по образовательной программе, разработанной
на основе программы «Сообщество». Обстановка в группе программы
создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность
самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько
Публикация «Развивающая среда в центрах активности для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
центров, в каждомиз которых содержится достаточное количество материалов
для исследования и игры. Основные центры это :
Искусство;
Строительство;
Кулинария;
Литература;
Манипулятивный центр;
Наука;
Книжный;
Семейка.
Центр искусства стимулирует детей к опробованию и реализации
творческих способностей, даёт возможность получить удовольствие от
знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.
Здесь я использую такие принадлежности, как краски, бумага, ножницы,
мелки, карандаши, лоскуты ткани и всевозможные обрезки для вырезания и
наклеивания. Добавляю природный материал – дерево, листья, разные зёрна,семена. Занятия в этом центре направлены на развитие творческих
способностей, вербального и невербального общения, общей и тонкой
моторики, интеллектуальных способностей. Этот центр даёт детям ощущение
радости, волнения и удовлетворённости. Он выполняет разные функции,
однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и
инициативу детей.
Центр искусства очень популярен у детей. Они пробуют разные средства,
рисуют на мольбертах,занимаются пальцевой живописью. Пользуются глиной,
мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и
материалов. Важно помнить, что самое важное – это процесс исследавания.
В нашем центре строительства находятся строительные элементы разных
размеров и форм, чтобы дети могли конструировать из них как фантастические,
так и реалистические сооружения: дома, целые города, фермы и зоопарки.
Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает
развивать математические способности, приобретать социальные навыки, даёт
опыт решения проблем. Здесь проявляется творческий подход, и дети учатся
концентрироваться на выполняемой работе. В этот центр я добавляю
множество различных предметов по желанию детей : машинки, грузовики,
фигурки людей и животных, самолёты, кусочки тканей.
Центр кулинарии предоставляет нашим детям возможности исследовать
свойства некоторых материалов, попробовать новые блюда, в том числе
приготовленные ими самими, познакомиться с новыми математическими
понятиями, например, понятием измерения. Совместные занятия кулинарией
создают возможности пообщаться, научиться делиться с другими, работать в
паре. Много важных понятии осваивается в этом центре. Мы рассуждаем с
детьми о цвете, количестве, формах, о питании, о естествознание. Кулинария
даёт детям живой жизненный опыт.
Занимаясь кулинарией, дети узнают много нового о других людях и
странах. Знакомятся с любимым местным блюдом, например, с пельменями, с
чак– чаком. Используя книги и рассказы, мы выясняем, что пельмени делают во всём мире и что они имеют различные названия и несколько различаются по
составу и внешнему виду.
Всевозможные эксперименты с разнообразными пищевыми продуктами
помогают детям приобретать устойчивые пищевые пристрастия.
В группе дети готовят лёгкие закуски, блюда для завтрака или полдника
или же специальные блюда для торжественных событий. Рецепты, которые
готовятся для детей, мы используем, начиная с простых, содержащих только
два или три компонента. Постепенно переходя к сложным с множеством
компонентов, требующим более развитых умений.
Приготовление пищи – это деятельность, которая способствует обучению
и развитию во всех аспектах.
Наш книжный уголок выглядит гостеприимным, уютным; есть диван,
стульчики, подушки. Книги привлекательно расставлены на полках.
Набор книг соответствует спектру уровней детей в плане чтения; от
книжек, где одни картинки, до более трудных. Здесь есть книжки–картинки,
рассказы, справочники, поэзия, книжки – раскладушки, сказки, биографии,
волшебные сказки, развлекательные издания, различные энциклопедии.
Трудности книг определяются возрастом и интересами детей.
Центр литературы я разнообразила книгами и принадлежностями для
слушания музыки и письма. Это тихий уголок, где дети смотрят книги, читают
друг другу, где я или родитель читаем детям вслух.
Литература – важная составляющая учебного дня в нашей программе.
Дети сами делают книжки – самоделки, придумывают и разыгрывают
сюжеты, слушают рассказы, отгадывают загадки. Так же обыгрывают, какие–
либо понравившиеся отрывки сказок или рассказов.
Назначение литературного центра – помочь ребёнку видеть в себе автора.
Авторство позволяет ребёнку «официально презентировать» «изданную» им
книгу перед тем, как она займёт своё место в библиотеке.
Обсуждая, вопросы и комментарии детей помогают «авторам» осознать,
что они пишут для читателей и имеют свой собственный голос и точку зрения.
В центре манипулятивных игр у нас есть материал, который дети собирают
и разбирают, это различные головоломки и конструкторы. Эти материалы
предполагают, чтобы из них было что – то сделано, собрано,и требуют от детей
использования координации рук и глазомера. Такие занятия развивают и
интеллектуальные способности, тонкую моторику, и координацию. Дети
делятся материалами, договариваются и решают проблемы, что приводит к
развитию социальных навыков. Наборы для конструирования, состоящие из
отдельных частей и целостных узлов, дают бесценный опыт использования
всех математических понятий. Предметы предусматривают систематический,
контрольный опыт счёта, упорядочивание вычисления и сравнения.
Центр естествознания, очень любим нашими детьми. В нём дети
увлекаются природными явлениями и найденными на улице предметами. Для
этого в группе отведено специальное место для демонстрации и исследования
этих маленьких «сокровищ». Этот центр постоянно меняет своё лицо по мере
того, как меняются интересы детей, сменяют друг друга времена года и
тематические разделы программы. В результате на практике дети знакомятся с
такими объектами физики, как магниты, вода, земное притяжение.
Дети постигают основы естественных наук, изучают окружающую среду
во – время прогулки, наблюдая за растениями, деревьями и животными. Я, как
воспитатель стараюсь направлять этот процесс и оказывать необходимую
поддержку детям. У нас есть своя коллекция ракушек, – которых собирают
сами дети, привозя их из разных уголков земного шара.
Центр сюжетно – ролевых игр – это спонтанная самодеятельная
активность, в ходе которой ребёнок опробует, проясняет и расширяет знания о
мире и о себе. В ролевой игре дети спонтанно изобретают, проигрывают и
инрерпретируют знакомые ситуации и темы для самих себя. Сюжетно – ролевая
игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она
является важнейшим фактором социального развития ребёнка.
Дети приносят в игру то, что они знают о жизни: свои знания и
заблуждения, свои пожелания и страхи, а порой болезненные воспоминания. Игра отражает понимание детей о социальных ролях и взаимоотношениях.
В ролевой игре наши дети могут переодеться и стать теми, кем захотят. А в
этом им помогут атрибуты, приготовленные своими руками или руками
родителей. В игре дети проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя
роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное
благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и
слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и
убеждать или же подчиняться. Всё это способствует развитию самосознания.
Дети используют материалы из разных центров. Например, дети могут
забрать фигурки зверей со стола настольных игр в центр строительства, если не
построили там зоопарк. Мы заменяем материалы по мере того, как дети
развиваются, приобретают знания, а их интересы меняются. Дополнительные
виды деятельности вводятся мной по очереди или дополнительно к основным
центрам. Это занятия, связанные с текущей темой или особым событием.
Нам, очень нравиться работать по этой программе, так как у детей есть
право выбора, разнообразная деятельность в центрах по своему желанию и
много разнообразного, интересного, доступного материала.