Лучший педагог года

Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе (5 фото)

Лилия Анатольевна Эминова
Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса

«В процессе игры ребенок не просто перевоплощается

в чужую личность, но, входя в роль, расширяет,

обогащает, углубляет собственную».

Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе

Л. С. Рубенштейн

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе» размещена в разделах

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии ребенка. Для организации и реализации развивающих целей сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Фото №1 Рубенштейн Публикация Развивающая предметно пространственная среда для организации сюжетно ролевых игр в средней группе размещена в разделах Дидактические игры Конспекты занятий

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, гендерные особенности, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также особенности эмоциональной сферы. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей, интересов, уровня активности.

Фото №2 Все конспекты Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

Предметно - развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Знание методики организации сюжетно-ролевых игр в грамотно организованной предметно-пространственной среде позволит детям среднего дошкольного возраста усвоить умения и навыки, обозначенные целями самой игры, и будет им интересна. Цель организации и проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе - расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.

В средней группе необходимо развивать у детей интерес к сюжетной игровой деятельности, а в этом помогает развивающая предметно-пространственная среда.

Фото №3 РППС Средняя группа Сюжетно ролевые игры Темочки Сюжетно ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) должна быть:

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Содержание РППС должно строиться в соответствии с ООП ДО, соответствовать возрастным особенностям детей.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для организации сюжетно-ролевых игр учитывались следующие принципы:

• принцип стабильности;

• принцип гибкости;

• принцип открытости;

• принцип доступности;

• принцип учета половых и возрастных особенностей.

С целью развития игровых умений по сюжету, обогащение социально-игрового опыта детей в группе оформлен «Уголок сюжетно-ролевых игр» в соответствии с требованиями зонирования группы. Содержание сюжетно-ролевых игр постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

- Трансформируемость среды. В группе имеются легкие передвижные, переносные конструкции-ширмы, мягкие модули, коврики-пазлы, тканевые накидки, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. Они позволяют детям изменять пространство в соответствии с сюжетом игры, можно переставлять ширмы, изменять их положение при организации нового сюжета и игровых действий. Дети вместе с воспитателем в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы. Например, с помощью покрытия из ткани можно преобразовать сюжетно-ролевую игру «Больница» в игру «Шофёры».

- Содержательно-насыщенная, развивающая среда. Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому мы постоянно пополняем игровую среду атрибутами. Кроме основных сюжетно-ролевых игр мы организуем с детьми игры по интересам детей. Так, для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений в игре «В гостях у сказки» для детей были предоставлены элементы костюмов сказочных героев, маски животных, ленты, накидки, ширма. А процесс привлечения детей к изготовлению атрибутов усиливал желание детей быстрее начать игру, углубиться в ее сюжет, поднимал эмоциональный настрой детей. Активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр принимают родители (законные представители) воспитанников. Развивающая предметно – пространственная среда группы пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению игровых действий. Это макеты деревьев для организации игры «Пикник на полянке», накидки и шапочки для игры «Больница», оформлены папки «Каталог причесок» для игры «Салон красоты», сделаны муляжи «продуктов питания» для игры «Магазин».

- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Изготовлены совместно с детьми и родителями (законными представителями) игровые макеты «Бабушкино подворье», «Наша улица», «Зимние забавы», «Аквариум», которые оснащены наборами мелких игрушек. В процессе игры дети используют предметы-заместители, игрушки-самоделки, различные детали крупных напольных строительных наборов. Так, ткань разного размера и цвета используется детьми как полянка или речка.

Развивающая предметно - пространственная среда группы должна быть доступна детям. Каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Наборы для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно подбирать атрибуты для осуществления замысла игры. Дети учатся объединяться в игре,распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Для организации сюжетно – ролевых игр дети свободно используют игровой материал из разных уголков группы. Например, книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки, посуда, куклы используются для игры в «Магазин», «Семья», «День рождения», «Пикник на полянке». При этом дети мобильно перемещают игрушки и игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике - палатке, на столе.

- Вариативность среды тоже предполагает наличие различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды мы учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирали необходимые атрибуты для полоролевых игр.

- Доступность среды обеспечивает свободный доступ детей доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах.

- Безопасность игрового оборудования и материалов в группе соблюдена на высоком уровне. На все игрушки имеются сертификаты, материалы и пособия соответствуют требованиям действующих СП. Все необходимые атрибуты и принадлежности хранятся в специально промаркированных контейнерах, оформлены и изготовлены с соблюдением требований безопасности для жизни и здоровья детей.

В соответствии с ООП ДО в средней группе выделено восемь основных сюжетно – ролевых игр с усложнениями в соответствии с возрастом.

1.«Дочки-матери».

Дополнено:

- «День рождения»,

- «Пикник на полянке»

Мебель среднего размера для гостиной и спальни

(диван, кресла, кроватки, шкаф, стол со скатертью, стулья и т. д.)

Куклы: мальчики и девочки.

Продукты питания, угощения.

Наборы посуды: столовой, кухонной, чайной, столовые приборы.

Коляски детские.

Сумочки, одежда, украшения для ряженья.

Бытовые приборы.

Гладильная доска, утюги, одежда для кукол, комплекты постельного белья

2.«Больница»

-«Поликлиника»,

-«Скорая помощь»,

-«Больница для животных «Айболит».

Наличие оборудованного места (кушетка, стол для врача, ширма).

Градусник, бинты, халат, шапочка, фонендоскоп, сумка медсестры, шприцы, грелка, телефон (в ср. гр. роли - врач, медсестра)

3. «Салон красоты».

Наличие оборудованного места (место для работы парикмахера, пуфик).

Одежда для парикмахера, пелерины для клиентов.

Разные виды расчесок (расчески с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, пластмассовые ножницы, бигуди, фен, плойка.

Флаконы «парфюмерных средств».

Рекламные картинки с моделями причесок.

Аксессуары для оформления причесок (заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик).

Альбомы с разными видами причесок

4. «Мы - шофёры»

Чехол для кабины, руль, светофор.

5. «Магазин»,«Детское кафе»

Наличие оборудованного магазина, витрина с ассортиментом продуктов (маркер).

Весы, кассовый аппарат.

Одежда для продавца: фартуки и головные уборы.

Сумки, кошельки, корзины, тележки для покупателей.

Муляжи продуктов из разных материалов (пластмассовые, вязаные, резиновые, из соленого теста): фрукты, ягоды, мороженое, овощи и пр.

Муляжи денежных купюр, монет, банковских карточек.

6.«Моряки»

Штурвал, корпус корабля (чехол, якорь на цепи.

Форма моряков: бескозырки, воротнички моряков, тельняшки, фуражка капитана.

Бинокль, рупор.

Спасательный круг.

Флажки для украшения корабля.

Флажки сигнальные (красные, желтые).

Флаг, компас, карта.

Сеть рыбацкая.

7.«Почта»

Сумка почтальона

Открытки, конверты, бланки.

Газеты и журналы.

Посылки и бандероли, письма.

Почтовый ящик.

Весы, печать

8.«Строители»

Строительный материал (кубики, крупный и мелкий конструктор, модули и т. д.)

Игрушки для обыгрывания постройки.

Каски, униформа.

Инструменты (копии имитации строительных инструментов).

Строительный транспорт, подъемный кран.

Альбомы с фотографиями, рисунками различных построек, книги с изображением различных построек (дома, мосты и т. д.)

Картинки с изображением моментов строительства;

Картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и др.

Так как современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается., у детей появились новые роли и новые игровые сюжеты. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Мы дополняем сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами и появляется новая игра. Так с помощью родителей (законных представителей) в нашей группе появились атрибуты к сюжетно-ролевым играм «День рождения», «Пикник на полянке», «Детское кафе», «Больница для животных «Айболит».

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Использование детьми в играх предметов-заместителей, самодельных атрибутов вызывает у детей интерес и стимулирует воображение. Например, природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. используются как атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т. п., «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал, «Семья» (подарки и угощение, что способствует проявлению детской инициативы. Дети любят переодеваться. Для этого в нашей группе существует «Шкаф интересных вещей». В сюжетно-ролевых играх у детей формируются первичные профессиональные компетенции, расширяются представления о взаимоотношениях взрослых, формируется уважительное отношение к труду человека. Все развивающие уголки в группе взаимосвязаны и дети имеют возможность по желанию интегрировать игру в разные виды деятельности.

Благодаря совместной работе с родителями (законными представителями)

предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы, создавать и обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, позволяет решать многие задачи по воспитанию,

развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники!

Развивающая предметно - пространственная среда является одним из составляющих, определяющих качество образовательных условий дошкольного образования. Ежегодно в ДОО проходит оценка РППС, что позволяет прогнозировать развитие оснащенности группы. В МАДОУ «Цветик-семицветик» разработаны диагностические карты по игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой игры дошкольников (на основе материалов О. В. Солнцевой). Цель диагностики - изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности. На начало 2021-2022 учебного года результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно-ролевой игры (80%). Это говорит о правильно выбранной тактике педагогического взаимодействия в сюжетно-ролевой игре и правильной организации РППС для сюжетно-ролевой игры детей.

Для проведения диагностики игровой деятельности в системе используем современные оценочные средства с применением ИКТ: наглядный материал, мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей компьютерной программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, онлайн сайт «Игровая площадка», программно-аппаратный комплекс «Сова», «Колибри» (ООО «Интерактивные системы»).

Педагогическая диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности, в том числе игровой.

Благодаря целенаправленному выявлению средовых и игровых потребностей, мы смогли создать развивающуюся предметно-пространственную среду для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в группе в соответствии с ФГОС ДО.

Фото №4 Развивающая предметно пространственная среда
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группеРазвивающая предметно-пространственная среда в средней группе Организованная предметно-пространственная среда в группе должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности для его всестороннего.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленностиПредметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленности Предметно-пространственная развивающая среда - это та область, совершенствованию которой нет предела, которая открывает множество возможностей.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играмиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда средней группыРазвивающая предметно-пространственная среда средней группы Развивающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на окружающий мир ребенка. Является основным источником знаний и.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группе Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации образовательного процесса, охраны.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Не секрет, что особую значимость для ребёнка имеют социальные условия его жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр и развивающего.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна соответствовать всем нормативам и в тоже время не быть загруженной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе
Опубликовано: 28 марта 2022 в 19:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Анатольевна Эминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД