Лилия Анатольевна Эминова
Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса
«В процессе игры ребенок не просто перевоплощается
в чужую личность, но, входя в роль, расширяет,
обогащает, углубляет собственную».
Л. С. Рубенштейн
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии ребенка. Для организации и реализации развивающих целей сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, гендерные особенности, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также особенности эмоциональной сферы. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей, интересов, уровня активности.
Предметно - развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Знание методики организации сюжетно-ролевых игр в грамотно организованной предметно-пространственной среде позволит детям среднего дошкольного возраста усвоить умения и навыки, обозначенные целями самой игры, и будет им интересна. Цель организации и проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе - расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.
В средней группе необходимо развивать у детей интерес к сюжетной игровой деятельности, а в этом помогает развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) должна быть:
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Содержание РППС должно строиться в соответствии с ООП ДО, соответствовать возрастным особенностям детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для организации сюжетно-ролевых игр учитывались следующие принципы:
• принцип стабильности;
• принцип гибкости;
• принцип открытости;
• принцип доступности;
• принцип учета половых и возрастных особенностей.
С целью развития игровых умений по сюжету, обогащение социально-игрового опыта детей в группе оформлен «Уголок сюжетно-ролевых игр» в соответствии с требованиями зонирования группы. Содержание сюжетно-ролевых игр постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
- Трансформируемость среды. В группе имеются легкие передвижные, переносные конструкции-ширмы, мягкие модули, коврики-пазлы, тканевые накидки, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. Они позволяют детям изменять пространство в соответствии с сюжетом игры, можно переставлять ширмы, изменять их положение при организации нового сюжета и игровых действий. Дети вместе с воспитателем в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы. Например, с помощью покрытия из ткани можно преобразовать сюжетно-ролевую игру «Больница» в игру «Шофёры».
- Содержательно-насыщенная, развивающая среда. Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому мы постоянно пополняем игровую среду атрибутами. Кроме основных сюжетно-ролевых игр мы организуем с детьми игры по интересам детей. Так, для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений в игре «В гостях у сказки» для детей были предоставлены элементы костюмов сказочных героев, маски животных, ленты, накидки, ширма. А процесс привлечения детей к изготовлению атрибутов усиливал желание детей быстрее начать игру, углубиться в ее сюжет, поднимал эмоциональный настрой детей. Активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр принимают родители (законные представители) воспитанников. Развивающая предметно – пространственная среда группы пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению игровых действий. Это макеты деревьев для организации игры «Пикник на полянке», накидки и шапочки для игры «Больница», оформлены папки «Каталог причесок» для игры «Салон красоты», сделаны муляжи «продуктов питания» для игры «Магазин».
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Изготовлены совместно с детьми и родителями (законными представителями) игровые макеты «Бабушкино подворье», «Наша улица», «Зимние забавы», «Аквариум», которые оснащены наборами мелких игрушек. В процессе игры дети используют предметы-заместители, игрушки-самоделки, различные детали крупных напольных строительных наборов. Так, ткань разного размера и цвета используется детьми как полянка или речка.
Развивающая предметно - пространственная среда группы должна быть доступна детям. Каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Наборы для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно подбирать атрибуты для осуществления замысла игры. Дети учатся объединяться в игре,распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Для организации сюжетно – ролевых игр дети свободно используют игровой материал из разных уголков группы. Например, книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки, посуда, куклы используются для игры в «Магазин», «Семья», «День рождения», «Пикник на полянке». При этом дети мобильно перемещают игрушки и игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике - палатке, на столе.
- Вариативность среды тоже предполагает наличие различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды мы учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирали необходимые атрибуты для полоролевых игр.
- Доступность среды обеспечивает свободный доступ детей доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах.
- Безопасность игрового оборудования и материалов в группе соблюдена на высоком уровне. На все игрушки имеются сертификаты, материалы и пособия соответствуют требованиям действующих СП. Все необходимые атрибуты и принадлежности хранятся в специально промаркированных контейнерах, оформлены и изготовлены с соблюдением требований безопасности для жизни и здоровья детей.
В соответствии с ООП ДО в средней группе выделено восемь основных сюжетно – ролевых игр с усложнениями в соответствии с возрастом.
1.«Дочки-матери».
Дополнено:
- «День рождения»,
- «Пикник на полянке»
Мебель среднего размера для гостиной и спальни
(диван, кресла, кроватки, шкаф, стол со скатертью, стулья и т. д.)
Куклы: мальчики и девочки.
Продукты питания, угощения.
Наборы посуды: столовой, кухонной, чайной, столовые приборы.
Коляски детские.
Сумочки, одежда, украшения для ряженья.
Бытовые приборы.
Гладильная доска, утюги, одежда для кукол, комплекты постельного белья
2.«Больница»
-«Поликлиника»,
-«Скорая помощь»,
-«Больница для животных «Айболит».
Наличие оборудованного места (кушетка, стол для врача, ширма).
Градусник, бинты, халат, шапочка, фонендоскоп, сумка медсестры, шприцы, грелка, телефон (в ср. гр. роли - врач, медсестра)
3. «Салон красоты».
Наличие оборудованного места (место для работы парикмахера, пуфик).
Одежда для парикмахера, пелерины для клиентов.
Разные виды расчесок (расчески с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, пластмассовые ножницы, бигуди, фен, плойка.
Флаконы «парфюмерных средств».
Рекламные картинки с моделями причесок.
Аксессуары для оформления причесок (заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик).
Альбомы с разными видами причесок
4. «Мы - шофёры»
Чехол для кабины, руль, светофор.
5. «Магазин»,«Детское кафе»
Наличие оборудованного магазина, витрина с ассортиментом продуктов (маркер).
Весы, кассовый аппарат.
Одежда для продавца: фартуки и головные уборы.
Сумки, кошельки, корзины, тележки для покупателей.
Муляжи продуктов из разных материалов (пластмассовые, вязаные, резиновые, из соленого теста): фрукты, ягоды, мороженое, овощи и пр.
Муляжи денежных купюр, монет, банковских карточек.
6.«Моряки»
Штурвал, корпус корабля (чехол, якорь на цепи.
Форма моряков: бескозырки, воротнички моряков, тельняшки, фуражка капитана.
Бинокль, рупор.
Спасательный круг.
Флажки для украшения корабля.
Флажки сигнальные (красные, желтые).
Флаг, компас, карта.
Сеть рыбацкая.
7.«Почта»
Сумка почтальона
Открытки, конверты, бланки.
Газеты и журналы.
Посылки и бандероли, письма.
Почтовый ящик.
Весы, печать
8.«Строители»
Строительный материал (кубики, крупный и мелкий конструктор, модули и т. д.)
Игрушки для обыгрывания постройки.
Каски, униформа.
Инструменты (копии имитации строительных инструментов).
Строительный транспорт, подъемный кран.
Альбомы с фотографиями, рисунками различных построек, книги с изображением различных построек (дома, мосты и т. д.)
Картинки с изображением моментов строительства;
Картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и др.
Так как современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается., у детей появились новые роли и новые игровые сюжеты. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Мы дополняем сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами и появляется новая игра. Так с помощью родителей (законных представителей) в нашей группе появились атрибуты к сюжетно-ролевым играм «День рождения», «Пикник на полянке», «Детское кафе», «Больница для животных «Айболит».
Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Использование детьми в играх предметов-заместителей, самодельных атрибутов вызывает у детей интерес и стимулирует воображение. Например, природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. используются как атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т. п., «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал, «Семья» (подарки и угощение, что способствует проявлению детской инициативы. Дети любят переодеваться. Для этого в нашей группе существует «Шкаф интересных вещей». В сюжетно-ролевых играх у детей формируются первичные профессиональные компетенции, расширяются представления о взаимоотношениях взрослых, формируется уважительное отношение к труду человека. Все развивающие уголки в группе взаимосвязаны и дети имеют возможность по желанию интегрировать игру в разные виды деятельности.
Благодаря совместной работе с родителями (законными представителями)
предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы, создавать и обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, позволяет решать многие задачи по воспитанию,
развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники!
Развивающая предметно - пространственная среда является одним из составляющих, определяющих качество образовательных условий дошкольного образования. Ежегодно в ДОО проходит оценка РППС, что позволяет прогнозировать развитие оснащенности группы. В МАДОУ «Цветик-семицветик» разработаны диагностические карты по игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой игры дошкольников (на основе материалов О. В. Солнцевой). Цель диагностики - изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности. На начало 2021-2022 учебного года результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно-ролевой игры (80%). Это говорит о правильно выбранной тактике педагогического взаимодействия в сюжетно-ролевой игре и правильной организации РППС для сюжетно-ролевой игры детей.
Для проведения диагностики игровой деятельности в системе используем современные оценочные средства с применением ИКТ: наглядный материал, мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей компьютерной программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, онлайн сайт «Игровая площадка», программно-аппаратный комплекс «Сова», «Колибри» (ООО «Интерактивные системы»).
Педагогическая диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности, в том числе игровой.
Благодаря целенаправленному выявлению средовых и игровых потребностей, мы смогли создать развивающуюся предметно-пространственную среду для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в группе в соответствии с ФГОС ДО.