Плешанова Инна Викторовна
Игры для развития внимания и памяти старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Задачи: Объяснить важность совместной работы по развитию психических функций детей.
Дать рекомендации и игры для развития внимания и памяти.
Расширить знания родителей и педагогов по воспитанию и развитию детей.
Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Особое значение врачи придают развитию внимания у детей 5–6 лет, так как оно формирует его психическое состояние, способность к обучению и участию в играх. Но дошкольник не всегда может концентрироваться на определенных задачах. Он отвлекается на внешние раздражители, что является вполне закономерным явлением.
Публикация «Игры для развития внимания и памяти старшего дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
За пару лет до школы дети только учатся концентрации внимания, и степень успешности получения новых навыков во многом зависит от родителей и педагогов. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы обеспечить детей всеми необходимыми для этого инструментами.
В норме дошкольник должен уметь:
• сосредотачиваться на увлекательном занятии или предмете на протяжении 1–1,5 часов;
• удерживать свое внимание одновременно на трех и более предметах;
• начинать отмечать незначительные детали и особенности.
Эффективное развитие внимания ребенка 6 лет происходит лучше всего с помощью игр. Они вызывают интерес и позволяют тренировать память, не прибегая к принуждению. Можно выбирать такие игры:
Игры на развитие внимания
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе. Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.
«Чего не стало?»
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе. Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.
«Таинственные шумы»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т. д.) Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.
«Найди дорожку»
Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребенка.
Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определенный уровень развития памяти детей.
Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и качественно запоминать материал урока.
Игры на развитие памяти
«Я положил в мешок»
Инструкция: Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребенок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.
«Запомни пары слов»
Инструкция: Ребенку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Затем зачитывают только первые слова, а ребенок называет к ним парные.
«Нарисуй и запомни»
Инструкция: Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.