Татьяна Макарова
Развитие активной речи путем тренировки моторики пальцев рук в группе для детей старшего дошкольного возраста с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем руки – развиваем речь»
(Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста через тренировку моторики пальцев рук в группе компенсирующей направленности для детей с ФФН)
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника.
Публикация «Развитие активной речи путем тренировки моторики пальцев рук в группе для детей старшего дошкольного возраста с ФФН» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Учеными (Л. Ф. Фомина, В. М. Бехтерев, М. Кольцов и др.) давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.
Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.
В практике работы логопедических групп развитие тонкой моторики проводится по традиционной методике.
Это побудило нас организовать кружок «Умные пальчики» для которого была разработана программа развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста, тетрадь для старшей группы «Веселые прописи» (Приложение 5).
Комплекс разработанных нами занятий предназначен для детей 5 – 7 лет, в нем используются здоровьесберегающие технологии и всевозможные меры, способствующие развитию движению рук и ручной умелости, рассчитан на 34 занятия в год (по одному занятию в неделю).
Темы занятий и их последовательность соответствуют лексическим темам, изучаемым детьми в группах с нарушением речи.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.
Развитие мелкой моторики пальцев рук – один из аспектов развития ребенка дошкольного возраста.
Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.
В группе компенсирующей направленности для детей с ФФН необходимо использование:
- массажа ладоней и пальцев рук :
это оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений рук. Проводится в виде отдельного 5-минутного занятия или в виде динамической паузы. Для того, чтобы сыграть веселый спектакль с помощью рук, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, то есть механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
Для проведения массажа могут быть использованы различные предметы: шестигранные карандаши, грецкие орехи, плоды каштана, семена фасоли, резиновые колечки, мячики с шипами.
- пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры :
систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка, творческую деятельность детей. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начинает придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма. С этой же целью в подготовительной группе вводим кинезиологические упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
- выкладывание фигурок, узоров, букв:
все упражнения по тренировке движений рук проводятся в игровой форме.
В ходе выполнения игровых действий применяются различные материалы:
Семена фасоли, риса, перловки, гороха для сортировки и выкладывания фигурок, счетные палочки и геометрические фигуры для составления узоров и контуров предметов, мелкие веточки для изображения стаи птиц, манная крупа для написания букв.
Большой интерес для детей представляют : выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, создание аппликации путем отщипывания кончиками пальцев небольших кусочков цветной бумаги, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, регулируя силу нажима, игры – шнуровки.
Для снятия напряжения у детей используем малоподвижные игры на согласование речи и движений.
Все это, несомненно, поможет детям легче адаптироваться в школьном обучении. Поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремление к точному его употреблению. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии активной речи и желание осваивать вместе с ребенком все этапы этого развития.