Лариса Селиванова
Из опыта работы «Развиваем, обучаем, воспитываем…»
Работая в детском саду более 30 лет, я убедилась, что каждый ребёнок – это идивидуальность со своими наклонностями, способностями, привычками. Безусловно, мы решаем задачи всестороннего развития личности, но одна из наших главных целей – выявлять способности детей и развивать их творческий потенциал дальше.
Уже с раннего детства у некоторых детей отчётливо видны интересы к определённой сфере деятельности, в то время, как другие малыши могут «раскрыться» на следующем этапе развития.
Публикация «Из опыта работы „Развиваем, обучаем, воспитываем…“» размещена в разделах
Задача воспитателя – не упустить момент зарождения в душе ребёнка чувства любви к прекрасному и способствовать его развитию.
Поэтому, воспитатель должен быть чутким и внимательным к любым проявлениям ребёнка. Даже в свободной игровой деятельности мы наблюдаем за каждым малышом, делая определённые выводы. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать. Поэтому с ними я стараюсь заниматься индивидуально в свободной деятельности.
Хочется, чтобы уже в раннем детстве в душе ребёнка были заложены эстетические вкусы, интересы к разным видам искусства – музыке, танцам, живописи, поэзии, театру, рукоделию и т. д.
Меня очень радует, когда вижу, что после выпуска из детского сада ребята уже с 1 класса начинают посещать уроки художественного, драматического, танцевального, хорового или рукодельного кружков в Школе Искусств. Это означает, что ребёнок уже с дошкольного возраста определился с выбором области культуры, искусства.
А начинается привитие любви к прекрасному с раннего возраста, с игровой деятельности.
Игра в работе с дошкольниками занимает преимущественное место.
Л. С. Выготский определил игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.
Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты. Она может включаться с самого первого дня пребывания ребёнка в детском саду. Чтобы заинтересовать плачущего малыша, успокоить при расставании с мамой, я использую яркие игрушки – персонажи кукольного театра. Они протягивают ребёнку свои подвижные ручки, чтобы поздороваться, гладят по головке, вытирают слёзки и ребёнок забывает на некоторое время про свою боль расставания.
При умывании - воспитании аккуратности - куклы расскажут вместе с детьми потешки «Водичка – водичка…», «Кран, откройся! Нос – умойся!» «Зайка белый умывается», а чтобы приобщить к коллективу, к совместной деятельности – «Жили-были 100 ребят…», «Забрели к нам в детский сад…».
Смешной Петрушка позовёт в дорогу покататься на поезде, покажет интересный фокус превращения, принесёт сюрприз или привлечёт детей к непосредственно-образовательной деятельности.
Зайчик поиграет с детьми в игру «Где же ваши ручки? Где же наши детки?», а затем в прятки, а лохматый пёс или медвежонок будет шутить с малышами, а потом догонять их (с целью развития двигательных навыков). В совместных играх и выявляются наиболее активные, эмоциональные, артистичные дети. Поэтому, работая в младшей группе, я подбираю или сочиняю стихи с диалогической речью, в которых необходима смена интонации., т. е. с вопросительными и восклицательными предложениями. Элементы такой речи присутствуют даже в подвижных играх: «Курочка – рябушечка…», «Гуси-гуси», «Возле домика хожу», «Медведь», «Пузырь» А развитию эмоциональности в старшем дошкольном возрасте, конечно, помогают игры, в которых дети подражают окружающим людям или имитируют повадки животных. Например, в играх «Хоровод зверюшек» - «Ходим кругом», «Угадай, кто это», «Изобрази животное», «Какое настроение?», «Портреты», «Сонная фигура – замри», «Мышеловка», и др.
В таких играх и начинается непринуждённая работа над интонационной выразительностью, а продолжается она в непосредственно- образовательной деятельности.
Театрализованную игру в непосредственно-образовательную деятельность я включаю как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
В общем, игра – является неотъемлимой частью жизни ребёнка, способом привлечения детей в организационных и воспитательных процессах.
Я сочинила игры и физминутки по темам «Деревья», «Цирк», «Художники», «Сарыки-сапожки», «Бабочки», «Медвежата», которые являются не только физической разминкой, но и закреплением знаний об образе жизни окружающего нас животного и растительного мира. А чтобы было легче запомнить последовательность рисования портрета человека, я сочинила и разучила с детьми словесно – пальчиковую игру «нарисуем портрет». Так игровая форма подскажет детям дальнейшие действия в изображении сложных форм.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых также не обходится без использования театральной деятельности. Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией, обыгрыванием Чтобы привлечь к сюжетно – ролевой игре, надо создать игровую ситуацию – например: «Заболела кукла Катя…Надо вызвать скорую помощь, врача»; «У Незнайки сегодня – День рождения. Он хочет позвать гостей»; «Кукла Алёнушка пришла с прогулки голодная, мокрая и грязная… надо её переодеть, накормить и постирать бельё». «Нас пригласили в гости в далёкую Африку – поплывём на пароходе»
Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
В самостоятельной деятельности детей также отражаются театрализованные игры. Дети сами включают персонажи и сюжеты, которые произвели на них особое впечатление, взволновали их. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Все знают, что дети очень любят изображать в первую очередь воспитателей, затем людей и события, которые произошли с ними : посетили больницу, ездили на цирковое представление, ходили на праздничное мероприятие и т. д.
Затем, в дальнейшей работе, эмоциональность развивается в играх-драматизациях. В младших группах я подбирала для инсценирования детские стихи, потешки и короткие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», где немного слов, а главной задачей было – изобразить пантомимой повадки животных, действия персонажей. Дети среднего возраста уже смогут изобразить, передать настроение персонажей - испуганных героев сказки «Пых», «У страха глаза велики» и т. д. А уже в старшем возрасте дети разыгрывают хорошо знакомые сложные сказки, такие как «Лиса и Заяц», «Волк и Лиса». В этом возрасте дети могут освоить театр – экспромт.
А в подготовительной группе мы разучиваем и показываем родителям как небольшие сюжетные сценки, вставленные в сценарий утренника, так и отдельные театральные представления. Для родителей и их детей такие мероприятия являются большим праздником, к которому они очень ответственно готовятся – приобретают или изготавливают костюмы. А я стараюсь сочинить такие сценарии, в которых можно задействовать, как можно, больше детей. Естественно, исполнение главных ролей представляется наиболее талантливым детям, но в эпизодические роли стараюсь привлечь застенчивых, скромных детей, чтобы воспитать смелость, уверенность в себе, умение преодолевать робость, страх перед публикой. Были случаи, когда застенчивый ребёнок к концу года превращался в талантливого актёра. Я считала это своим главным достижением.
В свою очередь, театральные игры-драматизации способствуют расширению знаний, воспитанию нравственных качеств характера. Например, в игре «Плетень» (я дополнила народную потешку своими стихами) дети закрепляют знания об особенностях животных (зайца спасают от врагов длинные лапы и уши, ежа – колючая «шубка» с иголками, лиса славится своей необыкновенно яркой красотой и хитростью, волк – злостью и зубастой пастью, петух – красивым гребешком и т. д.) Разучивая сценарий сказки «Мешок яблок», дети не только закрепляют знания об особенностях животных, об их образе жизни и питании, но и получают уроки нравственности: «как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе» ; «делай добро, и оно к тебе вернётся»; «что заслужил, то и получил».
Эта же мораль сказки прослеживается и в сказке «Колосок», которую я тоже переложила в стихотворный сценарий. Эта весёлая украинская сказка обучает таким необходимым качествам, как трудолюбие, взаимопомощь, чувства товарищества, коллективизма. Здесь же решаются и задачи в познавательной области: закрепляются знания о последовательности получения конечного результата – пирожков (колосок обмолотить, зёрна отделить, из зерна муку смолоть, из муки тесто замесить, с начинкой пироги испечь). Закрепляются виды ягод – земляника, ежевика, малина, клубника и т. д. Таким образом, посредством театральной деятельности – в непринуждённой обстановке закрепляется, обогащается словарный запас детей.
В ходе работы над сказкой «Под грибом», дети убеждаются в победе добра над злом, в силе дружбы, взаимовыручки. Здесь также закрепляются и познавательные задачи – знания об особенностях животного и растительного мира. Дети осознают, что некоторые живые существа, в отличие от других, очень радуются дождю : растения (грибы) быстрее растут, а лягушата любят сырость и прохладу и чувствуют себя в сырую погоду комфортней…
Даже в небольшой сценке «Где же моя мама?» дети закрепляют знания о питании и образе жизни животных. А основной смысл сказки – воспитание нравственных чувств, гуманного отношения к родным, близким.
В любой сказке заложен великий смысл – победы добра над злом, воспитание нравственных чувств – любви к ближнему, взаимовыручки и т. д.
Особое место в работе я уделяю сказкам В. Сутеева. Они невероятно поучительны, интересны, содержательны по своей структуре. Хочется инсценировать любую его сказку. Но, к сожалению, детям гораздо труднее запоминать прозу, чем стихи. Поэтому я стараюсь переделать сюжеты сказок в стихотворную форму с целью разучить и показать с детьми театральные представления. Так я переложила в поэтические сценарии мои любимые сказки В. Сутеева «Мешок яблок», «Под грибом», народные сказки «Колосок», «Плетень» переделала и дополнила сказки неизвестных авторов «Как гномик ёлку искал», «Зимняя сказка» и т. д.
Таким образом театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей я решаю целый комплекс взаимосвязанных задач.