Савушинская Оксана
Опыт работы «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем мелкую моторику — развиваем речь»
Человечество всегда по особенному относилось к рукам, можно сказать, даже мистически. Руки человека вовлечены во все жизненно важные аспекты: добыча огня, пищи, строительство жилища, защита, измерение, творческая деятельность, врачевание и так далее.
О здоровье, положении, энергичности, стиле, профессии (музыкальные руки, руки рабочего человека, о темпераменте и характере судили по рукам. Поэтому в русском языке встречается много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Положа руку на сердце», «Руками развести», «Своя рука – владыка», «Руки не оттуда растут», «Золотые руки», «Чужими руками жар загребать», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т. п.
Публикация «Опыт работы „Развиваем мелкую моторику — развиваем речь“» размещена в разделах
Развитие руки ребенка, кисти, пальцев, ручных умений принято называть мелкой моторикой. Мелкая моторика ребенка является одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития.
Умелость детской руки позволяет судить об особенностях центральной нервной системы. И если раньше эти выводы были эмпирическими, основанные на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки очевидна, что подтверждается тончайшими датчиками специальных приборов.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, с моторной алалией (Н. М. Кузьмина, В. И. Рождественнская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рачкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка мелких движений пальцев рук является стимулирующим для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влияние на развитее речи является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование совестной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет важную роль в формировании и совершенствовании тонкой моторики кисти и пальцев рук.
В своей работе я регулярно использую игры и упражнения, способствующие развитие моторики рук, что дает положительный эффект при коррекции речи.
-Пальчиковый, настольный театры
-Трафареты, спирограф
-Ладошки – аппликаторы
-Карточки для вышивания
-Бусины
-Разноцветные счетные палочки с карточками - образцами
-Шнуровки
-Бобы, фасоль, кукуруза, морские камешки, стеклышки
-Дидактические игры для совершенствования умения закручивать крышки
-Пазлы, мозайка
-Дидактическая игра «Картинки из резинки» и пр.
Все предложенные упражнения и игры не только не исключают традиционную работу над тонкой моторикой дошкольника, но, наоборот, являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ней.