Ирина Биндю
Развитие навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В современной образовательной ситуации обостряется противоречие между требованиями к качеству дошкольного образования, обновлением представлений о его результатах в соответствии с ФГТ к содержанию дошкольного образования и реальным состоянием этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из приоритетов модернизации образования является разработка педагогических условий развития личности, обладающей активностью, самостоятельностью, творческим потенциалом и готовностью постигать новизну и сложность меняющего мира. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, альтернативные формы и способы взаимодействия, востребованные современной образовательной ситуацией.
Публикация «Развитие навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дошкольное образование сегодня должно быть направлено не на формирование знаний, умений и навыков ребенка, а на его саморазвитие в естественном состоянии. В основе природы развития ребенка лежит поисковое поведение, т. е. деятельность в условиях неизведанности и неопределенности.
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего у ребенка может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и в дальнейшей жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Поэтому необходимо с самого раннего возраста создавать условия для всестороннего развития ребенка.
Одним из ведущих условий, обеспечивающих развитие ребенка, является включение его в совместную деятельность с взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении.
В современных исследованиях разрабатываются проблемы педагогического взаимодействия, но в них не достаточно рассматривается взаимодействие воспитателя с детьми в проектной деятельности. Понятие «проектная деятельность» было определено в работах (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьева, У. Килпатрика, М. В. Крупенина и др.). В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Проанализировав различные подходы к определению понятия «проект», можно сказать, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Поэтому необходимо определить условия перехода к образовательной деятельности по методу проектов :
- Организационно - педагогические: создание развивающей среды, подбор и методическое сопровождение проектной культуры педагогов.
- Организационно – валеологические: ориентация на здоровый образ жизни и охрану здоровья детей.
- Психологические: создание в коллективе благоприятного климата для творческого развития педагогов.
- Материально-технические возможности, включая использование информационно -
коммуникативных технологий.
- Социально – культурные: формирование партнерских отношений.
Основная задача – сделать этот процесс технологичным. Благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у дошкольников происходит формирование интеллектуальных способностей, развивается его уверенность в себе и своих возможностях, дошкольник становится активным, инициативным и самостоятельным.
Внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации развивающей среды и работы с педагогическими кадрами по формированию умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, что, в свою очередь, предусматривает решение нескольких важных задач:
1. Осознание педагогами понятия «Технология проектирования».
Необходимо направить усилия на осознание педагогами отличий проектной деятельности от комплексной работы по теме: педагог не преподает готовое знание, которое детям остается только усвоить. Он не объясняет и демонстрирует детям правильный способ действия, которыми они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некую проблему, слишком сложную, чтобы ее можно было решить сразу по уже известной схеме. Воспитатель предлагает и направляет, подсказывает, где и как можно найти ответы, используя различные источники, а также фантазию и воображение. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников : стимулирование: поиска пути решения поставленной задачи, средства решения проблемы и выполнения задач.
2. Выстраивание взаимоотношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.
Партнерская позиция, позиция соучастия требует совместного постижения проблемы. Из носителя готовых знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта, партнера по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, создать «территорию успеха», вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс в игру, увлекательный праздник, радостный и свободный процесс.
Таким образом, можно сказать, происходит формирование устойчивой мотивации на обучение у детей дошкольного возраста, что является одним из навыков применения проектной деятельности.
3. Соотнесение умения доли нового и известного в проекте.
Воспитателям необходимо усвоить, что любой проект должен опираться на предыдущий опыт и некоторые знания детей о предмете, базовые умения и навыки. «Готовые» новые знания для детей воспитатель может дать только в очень незначительном объеме и в момент востребованности детьми. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие применения навыков проектной деятельности у дошкольников : самоизучение, самоосвоение информации и материала.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Так на первом этапе – «выборе темы» задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трех вопросов». Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной, раскованной атмосфере, и развитию коммуникативных способностей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников : принятие проблемы, уточнение цели, способность выбирать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельность.
Второй этап – «сбор информации». Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников : добывать информацию из различных источников, нестандартно мыслить.
Третий этап – «реализация проекта». Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Роль – взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Таким образом, можно сказать, что на третьем этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности : развиваются навыки работы в команде, развитие творческой активности детей, самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.
Четвертый этап – «презентация». Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что на данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности : навыки владения свое эмоциональной сферой, навыки владения невербальными средствами общения (жесты, мимика, коммуникативные навыки.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности ребенка позволяет формировать его личностные качества: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой характер, темперамент, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение. Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально.
Принимая решение использовать проектирование в образовательном процессе, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не только на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе и путем самообразования). Активное включение в создание тех или иных проектов дает ребенку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Анализ ряда работ авторов свидетельствует о том, что взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Так в исследованиях Т. И. Бабаевой и О. В. Киреевой показало, что позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельности детей от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
При развитии навыков владения проектной деятельности необходимо иметь в виду следующее: проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно. До 5 лет ребенок находится на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, дошкольники реже обращаются с просьбой к взрослым, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками. Они способны выбирать необходимые средства для достижения намеченного результата.
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса и активности, обусловленный познавательным и личностным развитием. Это позволяет увеличить долю самостоятельного участия детей в проекте, а взрослым перейти на позицию партнеров по деятельности.
Решая познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.
В процессе развития навыков проектной деятельности, дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, приобретая творческий опыт. При поддержке взрослых могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста происходит следующее развитие :
1. Развитие познавательных способностей (формирование познавательной активности, умение использовать различные источники информации (книга, фильм, музей, умение рассуждать, анализировать, делать выводы).
2. Развитие творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).
3. Развитие коммуникативных способностей (умение обсуждать и распределять деятельность, сотрудничать, принимать чужое мнение).
4. Развитие адаптивных способностей и самоорганизации (умение ставить цель, реализовывать план, самостоятельно справляться с трудностями).
5. Обеспечение психологического благополучия ребенка.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.
Эффективность педагогической технологии «Метод проектов» как способ развития познавательных интересов ребенка 5-7 лет, оценивается по следующим критериям (на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ) :
- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции партнеров по проектной деятельности. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного города;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, связанный с тематикой проекта.
Работа над развитием навыков проектной деятельности у дошкольников имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.