Наталья Николаевна Ягупова
Консультация логопеда «Развитие звуковой культуры речи»
Логопед : Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.
Логопед : Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.
Считаем данную тему достаточно актуальной.
Если недостаточно уделять внимание ЗКР, то в подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.
Публикация «Консультация логопеда „Развитие звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.
Но прежде, чем приступить я хотела бы вам рассказать, что такое Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, возникающее в результате поражения ЦНС. Порез, мышцы слабые или наоборот. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья: нарушен слух, зрение, ДЦП, УО, ТНР.
Наши дети с ограниченными возможностями здоровья. Но одного учителя-логопеда не достаточно, нужен дефектолог, невролог, сенсорный педагог, нейропсихолог, педагог ЛФК, психолог, массажист. И вот тогда будет результат.
Логопед : Что такое звуковая культура речи?
- Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т. д.);
- Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);
- Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
- Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);
- Речевой слух и речевое дыхание;
- Лексический запас;
- Грамматические формы.
Логопед : Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.
Логопед : Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т. д.)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата.
Проводим артикуляционную гимнастику (зеркала). Одинаковая арт. гимнастика у всех. Сейчас мы с вами делали традиционную арт. гимнастику, а можно делать ее с элементами сенсорной интеграции. Это взаимодействие всех органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система). У всех наших детей нарушена работа сенсорных систем. И ее надо развивать. Раньше… Это не только полезно, но и интересно, детям очень нравится.
Логопед : Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция. Педагоги должны говорить утрированно. А также арт. гим. помогает при восстановлении после инсульта.
1. Викторина: Знание органов артикуляции и основных понятий. За каждый правильный ответ, участник получает фишку. (смайлик).
1. Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)
2. Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края)
3. Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).
4. Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются).
5. Что такое способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных? (речь).
6. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность принимать звуки? (слух).
ИГРА: Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что к букве (звук – ухо, губы, язык; буква – глаз, книга, ручка). ПРАВИЛО: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем. Делают памятку.
Фонематический слух (игры).
Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем. Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.
2. А мы продолжаем Викторину: на развитие фонематического слуха и восприятия.
1. Рифма.
2. Сколько гласных в русском языке? Назовите.
3. Сколько согласных? 36
4. Какие бывают согласные звуки?
5. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
6. Синички. У каждого картинка, воспитатели определяют, где находится звук (у каждого свой) и отмечают на схеме.
7. Прочитай слова по первым звукам (картинки).
8. Подберите слово к схеме.
9. Сделайте схему слова. У каждого свое слово.
Итог: подсчет фишек. Подарок: игра цепочка слов.
Знакомство с буквами.
1. Сколько гласных букв в русском языке? (10)
2. Сколько согласных букв? (21)
Подведение итогов:
В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная наша цель состоит в том, чтобы научить ребенка правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.