Антонина Грисенко
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы ХЕЧОШВИЛИ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Публикация «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель : выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность созданных педагогических условий и разработанной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Объект исследования: эстетическое восприятие детей шести лет
Предмет исследования: процесс развития эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Гипотеза: развитие эстетического восприятия у детей ст. дошк. возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) будет эффективна, если созданы следующие педагогические условия
-Реализована система занятий по изодеятельности, включающая задачи на развитие у детей эстетического восприятия
- В процессе обучения применяются методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое (формирование эстетических эмоций в процессе наблюдения окружающей действительности и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства; эмоций связанных с эстетическими явлениями
Задачи исследования
На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать специфику эстетического восприятия детей шести лет.
Определить педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие эстетического восприятия в процессе изодеятельности средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Выявить уровень развития эстетического восприятия у детей шести лет.
Провести работу по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) и оценить эффективность проделанной работы
Методы исследования
Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
Анализ организации и содержания эстетического восприятия в дошкольном учреждении;
Опрос;
Наблюдение;
Анализ продуктов детской изобразительной деятельности;
Диагностические задания;
Математическая обработка результатов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап: провести изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определить исходные позиции исследования.
Второй этап: уточнить некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определить условия развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства.
Третий этап: осуществить экспериментальную работу, обработать, обобщить полученные данные, формировать выводы, итоги исследования.
Работа по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) проводилась на базе МДОУ № 74
В работе по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) принимали участие 15 воспитанников МДОУ № 74.
Особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
У детей шести лет эстетическое восприятие носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается, эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделять главное, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Педагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Начальный этап работы
Цель:выявить уровень развития эстетического восприятия у детей 6 лет.
Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.
Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков.
Проведенная работа
Цель: развитие у старших дошкольников эстетического восприятия средствами декоративно – прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
Первый этап.
Расширение представлений о дымковской игрушке. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиция (расположение узора на предмете, Формирование у детей потребности в прекрасном. В качестве эталонов прекрасного для детей выступают дымковская игрушка, с которой их знакомит педагог. Учить видеть и понимать прекрасное в искусстве, радоваться красоте произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Второй этап.
Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусств (на материале дымковской игрушки). Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть красоту создаваемого изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, в ритмичности расположения линий и пятен, в равномерности закрашивания рисунка.
Третий этап.
Формирование детского декоративного творчества.
Результат работы
Цель: определить результативность работы по развитию у детей эстетического восприятия средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки)
Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.
Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков, задания.
Результаты
1. Теоретически обоснована необходимость и экспериментально подтверждена возможность развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
2. Исследованием установлено, что при целенаправленной работе по развитию эстетического восприятия у детей шести лет им становится доступно понимание специфики художественной выразительности в изобразительной деятельности: колорит, композиция, ритм.
3. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить позитивное влияние целенаправленной, последовательной и планомерной работы с детьми шести лет на развитие их эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).
4. Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). В процессе обучения применялись методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое, активизация эстетических эмоций, в процессе наблюдений окружающей действительности и восприятий произведений декоративно-прикладного искусства, адекватных эмоций, связанных с эстетическими явлениями.
5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки). В процессе занятий представлено единство нескольких направлений педагогической деятельности.
6. Экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность разработанного практического материала для ДОУ, направленного как на развитие эстетического восприятия, так и знаний о видах декоративно-прикладного искусства, изобразительных умений.