Татьяна Заславкая
Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности».
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка с общим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Они всесторонне обогащают опыт ребёнка. Активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают творческие способности.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать: понятие выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая, и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.
Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий у детей. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые (В. А. Сухомлинский).
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Что обязан педагог для этого делать? :
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Особенно это важно в работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-личностной сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всестороннем развитии детей, в подготовке их к жизни и труду.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мною был сделан вывод о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.
Дети с общим недоразвитием речи очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не мы педагоги можем умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка.
Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Эмоции детей с общим недоразвитием речи неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков.
2. Задачи.
Воспитательно - образовательные задачи.
- воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнёрами;
- развивать творческие способности детей, их желание фантазировать;
- способствовать развитию театрального творчества, художественных способностей детей;
- сформировать способность анализировать свои чувства и чувства других людей.
- учить детей умело использовать речевые приё мы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
Коррекционно-педагогические задачи:
-развивать речевые и неречевые средства общения (соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).
- развивать любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
- развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в большом и малом пространстве (стол, сцена)
3. Педагогические средства, используемые в работе.
* Знакомство с произведениями сказок, рассказов.
* Рассматривание главных героев.
* Рисование.
* Беседы по содержанию, темам.
* Драматизации, индивидуальная работа.
* Составление рассказа, сказки.
В дальнейшем работа по организации театрализованной деятельности детей проходит поэтапно :
1 этап - Ознакомление детей с произведением, разучивание произведения:
На этом этапе использую следующие методы и приёмы.
- чтение произведения,
- беседа по содержанию,
- рассматривание иллюстраций разных художников к данному
произведению,
- знакомство с предметами быта, которые описаны в произведении,
- формирование представлений о внешнем виде героев произведения.
2 этап- Работа над развитием интонационной выразительности речи детей.
Задачи данного этапа решаются с помощью следующих методов и приё мов:
- речь воспитателя, как образец для подражания /интонация, сила
голоса, темп речи, выразительность и т. д. /
- «телефонные» разговоры персонажей,
- диалоги персонажей,
- использование куклы- персонажа любого вида театра для передачи
внутреннего состояния героя /грустный, злой, добрый, отважный/
- словесное «рисование» героев сказки,
- литературно - ролевой пересказ, где автор- воспитатель, дети- герои
сказки,
3 этап- Постановка произведения, обучение детей ориентировке в малом и большом пространстве, процессу кукловедению, процессу инсцинеровки -перевоплощения в героя.
Использую следующие методы и приё мы:
- объяснение детям взаимного расположения кукол на столе,
детей на сцене при драматизации, направления движения,
- использование зрительных ориентиров,
- индивидуальная работа с детьми – исполнителями по разучиванию
мизансцен и т. д.
Различные виды театра используются в следующей последовательности:
- фланелеграф
- настольный театр
- театрализованное представление
Опираясь на разработки Маргариты Ивановны Чистяковой, в занятиях с детьми применяются различные психологические этюды. Первый этап направлен на выражение эмоциональных состояний : «Удивление», «Негаданная радость», «Золотые капельки», «Два клоуна», «Стрекоза замёрзла», «Лисёнок боится», «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика» и так далее. В этих играх дети являются как участниками-актёрами, так и зрителями, то есть происходит чередование их ролей. После проведения данного этапа проводится следующая серия этюдов. Они направлены на воспроизведение отдельных черт характера. Используются следующие этюды: «Смелый заяц», «Жадный пес», «Добрый мальчик (девочка)», «Вежливый мальчик (девочка, «Ябеда», «Злюка», «Упрямый мальчик», «Сердитая Маша» и другие. В результате данной работы дети могут сравнить поведение себя как «актера» и себя «реального». Данные этюды бывают направлены на отображение как на положительных, так и на отрицательных черт характера. Этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, затем должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации. Наиболее полезен такой вид работы для детей с эмоциональным неблагополучием. Все психоэтюды строятся только на воображаемом материале, без каких-либо атрибутов, костюмов и так далее.
Одним из основных способов театрализованной деятельности у дошкольников является игровая драматизация сказок. Лев Семенович Выготский говорил, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
В целом можно сказать, что любые театрализованные игры основаны на сохранении непосредственной детской игры, импровизации, что очень важно для диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка.