МААМ-картинки

Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности

Татьяна Заславкая
Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности».

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка с общим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико.

Темочки:

Они всесторонне обогащают опыт ребёнка. Активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают творческие способности.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать: понятие выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая, и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.

Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий у детей. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Что обязан педагог для этого делать? :

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

Особенно это важно в работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-личностной сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всестороннем развитии детей, в подготовке их к жизни и труду.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мною был сделан вывод о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.

Дети с общим недоразвитием речи очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не мы педагоги можем умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка.

Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Эмоции детей с общим недоразвитием речи неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков.

2. Задачи.

Воспитательно - образовательные задачи.

- воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнёрами;

- развивать творческие способности детей, их желание фантазировать;

- способствовать развитию театрального творчества, художественных способностей детей;

- сформировать способность анализировать свои чувства и чувства других людей.

- учить детей умело использовать речевые приё мы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.

Коррекционно-педагогические задачи:

-развивать речевые и неречевые средства общения (соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).

- развивать любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

- развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в большом и малом пространстве (стол, сцена)

3. Педагогические средства, используемые в работе.

* Знакомство с произведениями сказок, рассказов.

* Рассматривание главных героев.

* Рисование.

* Беседы по содержанию, темам.

* Драматизации, индивидуальная работа.

* Составление рассказа, сказки.

В дальнейшем работа по организации театрализованной деятельности детей проходит поэтапно :

1 этап - Ознакомление детей с произведением, разучивание произведения:

На этом этапе использую следующие методы и приёмы.

- чтение произведения,

- беседа по содержанию,

- рассматривание иллюстраций разных художников к данному

произведению,

- знакомство с предметами быта, которые описаны в произведении,

- формирование представлений о внешнем виде героев произведения.

2 этап- Работа над развитием интонационной выразительности речи детей.

Задачи данного этапа решаются с помощью следующих методов и приё мов:

- речь воспитателя, как образец для подражания /интонация, сила

голоса, темп речи, выразительность и т. д. /

- «телефонные» разговоры персонажей,

- диалоги персонажей,

- использование куклы- персонажа любого вида театра для передачи

внутреннего состояния героя /грустный, злой, добрый, отважный/

- словесное «рисование» героев сказки,

- литературно - ролевой пересказ, где автор- воспитатель, дети- герои

сказки,

3 этап- Постановка произведения, обучение детей ориентировке в малом и большом пространстве, процессу кукловедению, процессу инсцинеровки -перевоплощения в героя.

Использую следующие методы и приё мы:

- объяснение детям взаимного расположения кукол на столе,

детей на сцене при драматизации, направления движения,

- использование зрительных ориентиров,

- индивидуальная работа с детьми – исполнителями по разучиванию

мизансцен и т. д.

Различные виды театра используются в следующей последовательности:

- фланелеграф

- настольный театр

- театрализованное представление

Опираясь на разработки Маргариты Ивановны Чистяковой, в занятиях с детьми применяются различные психологические этюды. Первый этап направлен на выражение эмоциональных состояний : «Удивление», «Негаданная радость», «Золотые капельки», «Два клоуна», «Стрекоза замёрзла», «Лисёнок боится», «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика» и так далее. В этих играх дети являются как участниками-актёрами, так и зрителями, то есть происходит чередование их ролей. После проведения данного этапа проводится следующая серия этюдов. Они направлены на воспроизведение отдельных черт характера. Используются следующие этюды: «Смелый заяц», «Жадный пес», «Добрый мальчик (девочка)», «Вежливый мальчик (девочка, «Ябеда», «Злюка», «Упрямый мальчик», «Сердитая Маша» и другие. В результате данной работы дети могут сравнить поведение себя как «актера» и себя «реального». Данные этюды бывают направлены на отображение как на положительных, так и на отрицательных черт характера. Этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, затем должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации. Наиболее полезен такой вид работы для детей с эмоциональным неблагополучием. Все психоэтюды строятся только на воображаемом материале, без каких-либо атрибутов, костюмов и так далее.

Одним из основных способов театрализованной деятельности у дошкольников является игровая драматизация сказок. Лев Семенович Выготский говорил, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

В целом можно сказать, что любые театрализованные игры основаны на сохранении непосредственной детской игры, импровизации, что очень важно для диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка.

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством театрализованной деятельности» "Мастер-класс на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»" На.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 15:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заславкая (УИ 366315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД