Алексеева Ольга Викторовна
Картотека форм совместной деятельности «Развитие эмоциональной сферы ребенка в ходе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека форм совместной деятельности по проблеме развития эмоциональной сферы ребенка в ходе игровой деятельности.
Психогимнастика-курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)
Чистякова М. И., Психогимнастика. М., 1990
Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками., М. ,
«Покажи нос».
Публикация «Картотека форм совместной деятельности „Развитие эмоциональной сферы ребенка в ходе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Снятие мышечного напряжения.
Проведение: Воспитатель (психолог) читает стишок, дети показывают: 1,2,3,4,5!
Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте и за мною повторяйте. Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.
Ушки-ушки (дети показывают уши)
Глазки- глазки,
Ручки-ручки и т. д.
«Снежинки».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Проведение: Дети встают в круг, берутся за руки. Поднимаются на носочки делают вдох, опускаются и делают выдох.
«Солнечные зайчики».
Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адоптироваться в среде сверстников.
Проведение: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
По сигналу «Лови!» дети пытаются его поймать.
Игры- занятия.
Роньжина А. С., Игры занятия с детьми 2-3 лет в период адаптации.
«Листопад».
Задачи: Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы: большой зонт, желтая, красная, зеленая гуашь, осенний пейзаж, кисти на каждого ребенка, «Шум дождя», запись спокойной музыки.
Воспитатель предлагает посмотреть в окно, обращает внимание на приметы осени и предлагает отправиться гулять в парк. Дети выстраиваются в колонну и двигаются не обгоняя друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки по ровненькой дорожке.
Убегают, убегают, только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
«Новый год.»
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движением других детей, с ритмом и текстом песен. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материал: игрушка Деда Мороза, елка, пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой, гуашь, лист с изображением новогодней елки (для каждого ребенка, мешок с подарками.
Воспитатель показывает игрушку Деда Мороза.
Дед Мороз здоровается и спрашивает, как зовут детей.
Воспитатель предлагает познакомиться, дети садятся на стульчики и проговаривают с воспитателем:
В нашей группе, в нашей группе много маленьких ребят.
Все на стульчиках сидят. А у нас есть…
Воспитатель показывает на ребенка и все хором называют его имя.
2. Танец вокруг елки.
3. Игра «Дед Мороз, ты нас носик заморозь».
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Рисование шариков (пальцами или поролоновыми тампонами)
6. Сюрпризный момент (подарки)
«Зайка.»
Задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе; Развивать умение подражать движениям взрослого; Развивать координацию движения, общую и мелкую моторику; Снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материал: игрушка зайца, лисы, «волшебный мешочек» с овощами.
Приветствие.
Беседа о времени года (зима).
Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Игра с зайкой.
Игра с лисой.
Игра «Волшебный мешочек».
Игры- драматизации.
Петрова Т. И., Театрализованные игры в детском саду., 2000.
Прогулка по лесу.
Цели: Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе; Развивать фантазию, ассоциативное мышление; воспитывать коммуникативные качества.
Материал: грибы, ягоды, корзины, шапочки-маски белок.
Воспитатель предлагает отправиться на прогулку в парк. Дети за руки идут по группе и проговаривают:
Пошли, пошли, поехали за спелыми орехами
За ягодами, грибами, что растут под дубами,
Что растут под кленами, под липами зелеными.
Чистоговорка.
Дыхательная гимнастика.
Дети собирают грибы и ягоды, складывают в корзины и проговаривают: «Гриб большой красивый…»
Игровая викторина по стихам А. Л. Барто.
Цели: Развивать имитационные навыки; вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений; Развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре.
1. Чтение стихотворения и работа с фланелеграфом. Я люблю свою лошадку…
После чтения воспитатель предлагает детям разделиться и имитировать движения хозяина и лошадки.
2. Идет бычок, качается…
Дети должны «пройти» по жердочке, раскачиваясь и проговаривая текст стихотворения.
3. Зайку бросила хозяйка…
Дети отображают состояние зайки в своей мимике и движениях.
4. Матросская шапка…
Воспитатель берет на себя роль капитана. А дети имитируют движения лягушек.
5. Наша Таня громко плачет…
Педагог предлагает изобразить плачущую девочку.
Театрализованная игра «Кто в гости пришел»
Материал: маски птиц и животных, домик.
Воспитатель предлагает представить детям, что они птицы и звери и выбрать себе маску. Голосом своего персонажа попроситься в гости в домик к Даше. Под музыку дети подходят к домику и просятся в гости.
Импровизация.
Оздоровительные игры, которые проводит медик или инструктор по физвоспитанию.
Галанова А. С., Игры, которые лечат. От1 года до3., М. : «ТС Сфера», 2000
Игры для детей с бронхиальной астмой.
«Надуй шарик.»
Формирование дыхания, обучение ритмичному и глубокому дыханию.
Дети надувают шарик: широко разводят руки в стороны и выдувают воздух в воображаемый шарик. По сигналу ведущего шарик лопается-дети хлопают в ладоши, выдыхая воздух: «ш-ш-ш», делая губы хоботком. Повторить 2-5 раз.
«Пастушок дудит в рожок.»
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного дыхания.
Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в дудочку, чтоб собрать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок.
«Вперед иди, только не беги.»
Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости. Дети строятся в затылок друг другу в 2 колонны
Расстояние 20-30 м. Задача: по сигналу ведущего как можно быстрее добраться до финиша, но не бежать. Можно : кувыркаться, ползти, ходить на четвереньках и т. д.
Музыкальные игры с музыкальными и шумовыми инструментами.
Музыкальные и шумовые инструменты помогают заинтересовать малышей, побуждают к ак-тивности малоактивных детей, создают у детей радостное настроение от общения с музыкой.
«Тихо – громко.»
Цель: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.
Материал: муз. инструменты на всю группу.
Исполняется песня Р. Рустамова
Пусть тебя никто не слышит. 2раза (тихо)
Чтобы каждый слышать мог. 2 раза (громко).
«Бубен.»
Цель: формировать навыки игры на бубне 2 приема, воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.
Материал: бубен для всей группы.
Дети сидят на стульчиках, бубен в левой руке.
В бубен бей, бей, бей. В бубен бей веселей!
Воспитатель играет на бубне, ударяя по нему правой рукой. Дети повторяют. 3 раза. Затем происходит смена движения.
Пусть наш бубен отдохнет, тихо песенку споет.
С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук легкий, тихий.
Дети повторяют 3 раза.
«Мишка пляшет- мишка спит.»
Цель: развитие динамического слуха, развитие умения чувствовать характер музыки.
Материал: муз. инструменты: ложки. Свистульки, картинки мишка спит, месяц, мишка танцует солнце.
Дети слушают музыку и определяют, что делает мишка и соединяют картинки : мишка спит-месяц, мишка пляшет- солнце. Затем играют на музыкальных инструментах.
Музыкальные игры.
«Каравай.»
Цель: побуждать использовать продукты детского музыкального творчества в повседневной жизни.
Ход игры:
Как на ___ день рождение – идут по кругу взявшись за руки и поют.
Испекли мы каравай
Вот такой вышины – поднимают руки вверх
Вот такой нижины –садятся на корточки
Вот такой ширины – разводят руки
Вот такой ужины – все в центр идут круга.
Каравай каравай кого хочешь выбирай – хлопают в ладоши и расходятся, выбирается др. ведущий.
«Кот и мыши.»
Цель: развивать умение двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями игровой образ, развитие пластики, мимики, дикции, создание радостного настроения у детей.
Материал: запись музыки «кот и мыши» автор неизвестен.
Ход игры: Кот спит, в конце зала.
Мышки выходят из своих норок (стульчики) и приближаются тихонечно к коту, виляют хвостиками, смеются, гуляют, пищат.
Мышки поют: "Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота!" (2 раза)
Кот просыпается, кричит: "МЯУ!" и ловит мышей. Мышки убегают на стульчики - в свои норки.
Игра сюжетная «Зайка беленький сидит»
Цель: Научить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость.
Материал: аудиозапись игры «Зайка беленький сидит».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
На слова песенки: зайка беленький сидит вот так, вот так и ушами шевелит вот так, вот так /дети шевелят кистями рук, подняв их к голове/.
На слова песни: зайке холодно сидеть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп /со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши/.
На слова песни: зайке холодно стоять скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать скок-скок, скок-скок /со слов скок-скок и до конца фразы дети скачут на двух ногах/.
«Карусели» аудиозапись Е. Железнова
Цель: Содедействие развития игровой деятельности, работа над темпом.
Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
Подвижные игры.
«Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в гараж.
Игры с природным материалом.
Цимбалюк С. В., Игры с песком и водой с детьми дошкольного возраста. М. 2014.
Игры с песком и водой очень полезны для здоровья. Они благотворно влияют на психику, успокаивают, создают умиротворенное настроение, гасят негативные эмоции.
«Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Содержание: Воспитатель просит по-разному «поздороваться» с песком, т. е. различными способами дотронуться до песка (поочередно пальчиками; ладошкой (внутренней стороной, тыльной, кулачком).
«Я пеку, пеку, пеку.»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движения, моторики рук.
Содержание: ребенок «выпекает» из пески булочки, тортики, пирожки. Малыш может использовать разнообразные формочки. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает кукол».
«Ручеек течет».
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойством песка.
Содержание: В песочной стране иногда идут дожди, появляются реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшина.