Ирина Сюзева
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством игр с применением кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
1 сл. "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством игр с применением кейс–технологии".
2 сл. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одной из технологий, позволяющей решать эту проблему в дошкольном образовании, является использование кейс-технологий. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Темочки:
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3 сл. Для чего нужна кейс – технология детям?
• Развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них.
• Дети учатся получать необходимую информацию в общении;
• Осваивают умения соотносить свои устремления с интересами других;
• Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• Осваивают умения принимать помощь других.
4 сл.
Особенности работы с кейс-технологией.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа : подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа с кейсом — это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. знакомство с ситуацией, её особенностями
2. выделение основной проблемы (проблем, выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
5 сл.
Виды кейсов :
-Печатный (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
-Мультимедиа (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
-Видео (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
6 сл.
Кейсы, наиболее часто используемые в дошкольном образовании :
Кейс - анализ конкретных ситуаций;
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
7 сл.
Кейс – анализ конкретных ситуаций. Ситуация должна быть взята из практики или приближена к реальной жизни. Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы воспитанников.
8 сл.
Пример кейс- анализ конкретных ситуаций.
Игра «Лишние фигуры»
Знакомство с ситуацией. (Мальвина разделила фигуры по определённому признаку, а лишние отложила в сторону. Пришел Буратино и все фигуры перемешал. Мальвина очень расстроилась и заплакала. Как бы вы поступили на месте Буратино).
(Буратино поступил плохо, ему нужно извинится перед Мальвиной и исправить ситуацию, вернуть все фигуры на место)
-Какие фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, овал)
- Как вы думаете какие фигуры нужно убрать, так, чтобы остались те, которые можно назвать одним словом? (круг, овал, треугольник).
- Какие фигуры остались? (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник,
- Почему? (у всех оставшихся фигур 4 угла)
- Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники).
9 сл.
Фото-кейс - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
«Фото-кейс-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
10сл.
«Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?
11 сл.
Кейс – иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Этот метод очень схож с кейс – фото, единственное отличие – вместо фото применяются иллюстрации.
12 сл.
Кейс – Ролевое проектирование (ситуационно-ролевая игра)
это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
13 сл.
«Поход в ресторан»
Зайдя в кафе, воспитатель говорит «Очень завтракать в вашем кафе, но сожалению, я забыла очки, не знаю, сколько у меня с собой денег.
Для взрослого кажется, что ответ лежит на поверхности, но дети предлагают самые разные варианты. Например, предложили лупу, бесплатный обед со скидкой, сходить за очками, а посчитать монеты предложили только когда узнали, что за очками ехать очень далеко.
14 сл.
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти выходы из сложившийся ситуации и выбрать для самый оптимальный. Кейс – технология способствует решению целого комплекса задач обучения и воспитания детей: умственного, речевого, интеллектуального. Данный метод доступен для педагогов, имеет развивающую направленность, возможность использования в качестве мотивации деятельности и постоянного пополнения дидактического материала. Таким образом, развитие математической грамотности у ребенка является предпосылкой для успешного обучения в школе и позволит ему по мере взросления применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни.
15 сл.
Спасибо за внимание.