Катя Смирнова
Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Воспитатель
Смирнова Екатерина Валерьевна
«Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности».
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [3], именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы. Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Составляющими компонентами совместной деятельности выступают : общая цель; общий мотив; совместные действия и общий результат.
Публикация «Развитие взаимоотношений у дошкольников со сверстниками в совместной деятельности» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [10] говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.
Тема развития взаимоотношений детей дошкольного возраста актуальна еще и потому, что некоторые негативные и деструктивные проявления в старшем возрасте имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве, общество же своей задачей ставит воспитание социализированного ребенка, т. е. самостоятельного и владеющего общепринятыми правилами взаимодействия и ценностями. В дошкольном возрасте мир ребенка перестает ограничиваться только семьей, и его контакты со сверстниками значительно отличаются от взаимодействия со взрослыми людьми. Специфика отношений между ними заключается в том, что дети приобретают навыки в построении отношений с окружающими, усваивают нормы и правила поведения, а также учатся объективно оценивать самих себя.
Все это происходит в совместной деятельности, и потому важным видится такая организация образовательного пространства, при которой взаимоотношения со сверстниками развиваются более успешно, и являются прочным фундаментом построения отношений в старшем возрасте.
Согласно теме можно выделить ее цель и определить задачи.
Цель – изучение развития взаимоотношений у дошкольника со сверстниками в совместной деятельности.
Задачи: определить понятие, рассмотреть структуру и содержание взаимоотношений дошкольников со сверстниками; охарактеризовать особенности отношений со сверстниками в различных периодах дошкольного возраста; сделать выводы по развитию взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности; сформулировать необходимые рекомендации.
1. Развитие взаимоотношений дошкольников со сверстниками.
Отношения с другими людьми возникают и особенно интенсивно развиваются в детском возрасте, когда данный опыт закладывает основу для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания растущего человека, его отношение к миру и поведение в социуме.
Взаимоотношения со сверстниками, имеют ряд существенных особенностей, которые качественно отличают их от общения со взрослыми:
- яркая эмоциональная насыщенность отношений и общения
Такая интенсивность эмоций связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, для детей более привлекательным партнером по взаимодействию становится сверстник, что проявляется в более частом одобрении ровесника и более частом вступлении с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
- нестандартность и нерегламентированность отношений и общения
Данная особенность проявляется в том, что при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют неожиданные и оригинальные действия и движения, которым присуща особенная раскованность и отсутствие ориентировки на какие-либо заданные образцы (например, причудливые позы, передразнивание, «кривляние»). Это связано с тем, что сверстник создает условия для индивидуальных и свободных проявлений, в то время как взрослый несет в себе определенный образец поведения, принятый в обществе.
- преобладание инициативных действий над ответными
Взаимоотношения предполагают взаимодействие с партнером, проявление внимание к нему и способность реагировать на его предложения.
В этом возрасте для детей гораздо более существенным является их собственное поведение, в то время как инициатива сверстника в большинстве случаев ими не поддерживается. Данная несогласованность действий детей нередко является причиной конфликтов и обид между ними.
Вышеперечисленные особенности характерны для детских взаимоотношений на протяжении всего дошкольного возраста (от 2 до 6-7 лет, однако они значительно изменяются по всем параметрам (содержание потребности, мотивы и средства общения, проходя сложный путь развития, в котором можно определить следующие три основных этапа, выделенных согласно периодизации дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст (2-4 года).
На данном этапе сверстник представляет собой партнера по эмоционально-практическому взаимодействию, опирающемуся на подражание и эмоциональное «заражение» ребенка. Главной потребностью здесь является потребность в соучастии сверстника, выражаемая в одновременных и одинаковых действиях детей. В сверстнике ребенок, однако, воспринимает только внимание, направленное на самого себя, а действия, желания и настроения другого, как правило, не замечаются. То есть каждый участник данных отношений озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
Соответственно и общение между сверстниками является ситуативным, так как зависит от конкретной обстановки и от практических действий другого ребенка. Отличительной чертой данного возраста является утверждение и отстаивание своего «Я» и прежде всего посредством демонстрации своей собственности (игрушек).
Средний дошкольный возраст (4-6 лет).
На данном этапе появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, которое, в отличие от соучастия, обязывает к распределению игровых ролей и функций и, следственно, к учету действий и воздействий партнера. Главным содержанием отношений здесь становится общее дело – игра. При таком «деловом» взаимодействии дети приобретают навыки согласования своих действий с поступками партнера для достижения общего результата.
На этом этапе также начинает проявлять себя потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Достигается это посредством того, что ребенок стремится обратить внимание других на себя и ищет в сверстниках признаки отношения к себе. Кроме того, дети наблюдают за действиями сверстников и оценивают их, а в их взаимоотношениях появляется конкурентное начало.
Сравнивая себя со сверстниками, ребенок составляет мнение о самом себе, оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими (сверстниками).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
На данном этапе отношения и общение со сверстниками приобретает внеситуативный характер, т. е. содержание отвлекается от конкретной ситуации и начинают образовываться избирательные привязанности между детьми, которые формируются, главным образом, за счет адекватного удовлетворения потребности ребенка в общении. Развитие внеситуативности в отношениях детей происходит по двум направлениям: увеличивается число внеситуативных контактов, характеризующихся подробностями в общении, планами и предпочтениями, оценкой качеств и поступков других людей; образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
Все более значимыми становятся дружелюбность, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников, т. е. появляется умение видеть в партнере его желания, предпочтения и настроения и реагировать в соответствии с ними. Данная эмоциональная вовлеченность предполагает, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, но на первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, независимо от того, какими достижениями и предметами она располагает.
Следует отметить, что вышеприведенная возрастная логика развития взаимоотношений в дошкольном возрасте не всегда реализуется в развитии конкретных детей за счет того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других детей и, в конечном счете, особенности становления его личности