Башкатова Наталья
Развитие внимания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания у дошкольников
Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка – это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. У детей 5-7 лет преобладает непроизвольное внимание. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних проявлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Внимание дошкольников имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть успешно организовывается взрослым. Поэтому, я на занятиях с детьми включаю упражнения, которые способствуют развитию внимания.
Публикация «Развитие внимания у дошкольников» размещена в разделах
Упражнение 1. Найди отличия.
Упражнение 2. Дорисуй картинки так, чтобы все они стали одинаковыми.
Упражнение3.“Фантастические насекомые”
Ребенку сначала предлагают внимательно рассмотреть рисунки. На каждом из них изображено по шесть фантастических насекомых, обитающих на трех разных планетах: Тути-Фрути, Оринура и планете Тупиков. Обитатели каждой из планет на первый взгляд кажутся очень разными, но, на самом деле, у каждой группы насекомых есть какой-то один общий признак.
Ребенок должен найти общий признак для жителей каждой планеты.
Правильный ответ:
Планета Тути-Фрути – для насекомых с этой планеты общим признаком является форма глаз.
Планета Оринура – здесь общим является одинаковое количество лапок у каждого индивида (у всех обитателей планеты Оринура по четыре лапки).
Планета Тупиков – для насекомых с этой планеты общим является одинаковое количество крыльев у каждого индивида (у всех обитателей планеты Тупиков по четыре крылышка).
Еще до начала поступления в школу у ребенка формируется непроизвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Это делает целесообразным включать в занятия упражнения, развивающие свойства внимания.
Упражнение4. «Самолеты»
Раскрась самолеты, которые летят вверх, красным цветом, вниз – синим, налево – зеленым, направо – желтым.
Упражнение 5.“Лабиринт - трубопровод”
На бланке в верхней части листа изображены 4 одинаковые емкости, с мерными отметками и разным количеством жидкости. От каждой из них отходит труба, по которой жидкость (после открытия краников) поступает в один из нижних сосудов. Нижние сосуды равны верхним, мерные деления у них совпадают. Задание: ребенок только взглядом должен проследить, из каких верхних в какие нижние сосуды перетекает жидкость и отметить карандашом в нижних сосудах уровень жидкости. Второе задание по принципу аналогично предыдущему, только жидкость здесь заменена шариками. Ребенок в каждом стаканчике должен нарисовать попавшие в него шарики разных цветов (черный, серый, белый) и подсчитать количество шариков каждого цвета.
Опыт работы показал, что использование данных упражнений на занятиях разного вида, способствуют развитию внимания дошкольников, и помогают избежать многих трудностей в начальной школе, а также позволяют детям вырабатывать волевые усилия и выполнять любое задания длительное время.