Ольга Табакова
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты бьют тревогу: профессия ученого становится мало привлекательной, а наука рассматривается в одном ряду с магиеей и колдовством. Однако современное развитие любой страны не мыслимо без науки. Это значит, что мы должны воспитывать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных сотрудников (не зависимо от того, станут ли они учеными в будущем).
Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способность формированию основ научного мировоззрения.
Публикация «„Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности“, (Из опыта работы),» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я составила программу по экологии кружка «Любознайка» на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и на основе книг: «Экспериментальная деятельность» Г. П. Тугушевой, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького, «Секрет природы – это так интересно!»Л. В. Ковинько и др. и рассчитала на 2 учебных года. На кружке дети в игровой форме знакомились с живой и неживой природой, проводили и проводят опыты, эксперименты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, кружковой работы прошлых лет по экологическому воспитанию дошкольников, позволил выделить те разделы, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно – тематический план кружка «Любознайка». Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, мини-лаборатория, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования, а также другие исследовательские наборы). Имеется посуда (стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка) лупы, воронки, глина, песок, камни, злаки растений, семена. Игрушки природоведческие. Куклы: Незнайка, Айболит, Чипполино и другие. Папки, тетради, альбомы и многое другое.
В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.
После проведения опытов, экспериментов на занятии и в свободное время в ДОУ, дается задание родителям по закреплению пройденного материала.
На родительском собрании на тему: «Как помочь ребенку почувствовать жизнь природы и ощутить себя ее частью». Обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накоплением опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение творческих заданий например: приобретение луп, посуды и другого оборудования, сбор природного материала, выполнение заданий совместно с детьми: «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями, рыбками, кошкой, собакой», «Цветные льдинки», «Вода-растворитель».
Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях и играм в свободное время ( например: опыты с неживой природой проводятся после ознакомления на занятиях, прогулках ИЗО деятельности). При оценке сформированности деятельности экспериментирования (т. е. диагностике) необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т. е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования и оценивается не результат, а как думает, рассуждает ребенок.
Итак! Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Использовала литературу.
Справочник «Старшего воспитателя ДОУ» №2 2009г. стр. 42