Ольга Александровна Андреева
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
ВООБРАЖЕНИЕ — ЭТО ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВ (ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) ПУТЕМ ПЕРЕРАБОТКИ МАТЕРИАЛА ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ ОПЫТЕ (М. В. ГАМЕЗО И И. А. ДОМАШЕНКО).
Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста :
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
* До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических
процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
* В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
* В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы воссоздающего воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность).
Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ:
* возраста, * умственного развития,
* особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизическогоразвития,
* индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента,
* особенностей коммуникации;
* от разработанности процесса обучения и воспитания.
Способы развития фантазии и воображения :
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя. На этой "волне любви" они больше Вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером!
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов). Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами.
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход.
9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
Развитие воображения дошкольников :
* Систематически повышаем познавательные интересы детей
* Развиваем воображение во всех видах деятельности: в играх, чтении сказок, стихотворений, продуктивных видах деятельности
Упражнение «Волшебные кляксы» Цель: развитие творческого воображения; учим находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами
Игра - упражнение «Три краски» Цель: развитие художественного восприятия и воображения. Предлагаем детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящиедруг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы,бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Игра – «Неоконченный рисунок» Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением не дорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Упражнение «Волшебники» Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашейпревратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение «Волшебная мозаика» Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь насхематическом изображении деталей этих предметов. Используем наборы вырезанных из плотного картона геометрическихфигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов,треугольников, прямоугольников разных величин. Используем это упражнение в разных лексических темах
Упражнение «Волшебная линейка» Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь насхематическом изображении деталей этих предметов. Используются линейка с геометрическими фигурами, с ее помощью нужно нарисовать рисунок.
Игра «Сказочное животное (растение)» Цель: развитие творческого воображения. Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное илирастение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенокрассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
Упражнение: «Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь»
Упражнение: «Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями».
Упражнение : «Поделки» Цель: развитие творческого воображения. Сделайте поделки, используя один и тот же предмет в разных функциях (например, камушки как панцирь черепахи, крона деревьев, иголки ежа ит. п.)
Сочинение сказок и историй (круги Луллия) Цель: развитие творческого воображения и речи. Ребенку предложите придумать сказку или рассказ с каким-нибудьзаданным героем – живым существом (например, обезьянкой, медведем,маленьким лисенком, вылезшем из норы) или предметом (например, машиной,лыжами или старым чемоданом).
Давайте помнить о том, что…
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении.
Давайте поможем нашим детям стать истинными творцами!