ольга ярославцева
Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте. Реализация программы «Развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Развитие дошкольника в процессе обучения грамоте, Реализация программы „Развитие“» размещена в разделах
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Исходя из данной задачи, была выбрана программа «Развитие» авторского коллектива - Венгера Л. А., Дьяченко О. М., Булычевой А. И для её реализации.
Основополагающий принцип данной программы - развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве.
Отличительной особенностью программы является то, что центром образования является ребенок как субъект образования. Достоинства программы : четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения.
Вся образовательная деятельность программы направлена на воспитание самостоятельности детского мышления, нравственного развития ребёнка, знания об окружающем мире и о самом себе, возможности ориентироваться в мире людей.
Содержание программы сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста :
-системности (планирование составляется на год, месяц, день);
-доступности (материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей);
-научности (детям даются научные знания, используются проблемные ситуации, наглядное моделирование);
-связь теории с практикой (то, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни);
-интеграции (идет взаимосвязь с другими видами деятельности);
Программа «Развитие» состоит из 13 разделов, но моя цель практически внедрить в свою образовательную деятельность один ее раздел- технологию обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста, овладение основами первоначальной грамоты.
Для достижения результатов:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме речевой готовности детей ;
-- изучены основы обучения детей грамоте;
- запланирована практическая деятельность по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на основе данной педагогической технологии;
- проведен анализ полученных результатов и определена дальнейшая деятельность.
На начальном этапе при использовании данной технологии был проведён мониторинг уровня сформированности компонентов речевой системы дошкольников :
- чёткое и правильное произношение всех звуков речи;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа;
- словарный запас и понимание значений слов;
- живая, выразительная связная речь;
Затем была выбрана стратегия, то есть конкретные способы реализации технологии. Реализуя задуманное, постоянно ориентируюсь на ребенка, ни шагу вперед без уверенности освоения предыдущего материала. Работа по данной технологии дает ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
В процессе организации образовательной деятельности формирую навыки звукового анализа слов:
- определение звуков, их количества, последовательности, понимание смыслоразличительной роли звука, составление слов с определенными звуками;
- на следующем этапе проводим членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
– затем проводится вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи и выделение его как смысловой единицы из речи;
– на завершающем этапе проводится деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений.
В содержании программного материала прослеживается преемственность в обучении грамоте, например, в старшей группе дети выделяют словесное ударение, а дети подготовительной группы выделяют словесное ударение и определяет его место в структуре слова. Дети старшей группы качественно характеризуют выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, а подготовительные производят полный звуковой анализ, знакомятся с буквами, как одним из знаков звука.
Исследования учёных позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. У ребенка пяти лет особая чувствительность и восприимчивость к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. В процессе обучения грамоте повышается самостоятельность детей и их активность, происходит умственное развитие, формируются духовно-нравственные ценности.
Для достижения целей и задач данной речевой технологии был разработан алгоритм организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте.
I.Ритуал приветствия
Задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта.
II Вводная часть
Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Задания, не имеющие решения. Задания с недостающими данными.
2. Целеполагание.
Формулирование темы, главного вопроса.
III. Основная часть.
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
Упражнения, задания на применение нового способа решения в другой игровой ситуации.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов. Самопроверка и коррекция. Рефлексия.
2. Ритуал прощания.
Алгоритм образовательной деятельности речевой технологии Л. Венгера включает в себя вводную часть, основную и заключительную.
Нами данная структура была расширена ритуалом приветствия, в которые включены задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта, доброжелательности друг к другу, дисциплинированности, готовности к восприятию учебного материала. И ритуалом прощания, который ориентирован на выяснение содержательной оценки деятельности, также детьми проговариваются задачи на следующую деятельность.
Для восприятия учебного материала в группе создана предметно-развивающая среда
Обучающая деятельность строится в игровой форме с использованием всевозможных игр, занимательных упражнений, сюрпризных моментов, введением проблемных ситуаций, фонематических, лексических, грамматических, графических и подвижных игр: игра «Часовые»
игра «Колобок»
игра «Теремок»
дидактическая игра «Теремок»
дидактическая игра «Лечим звуки»
игровое упражнение «Живые звуки»
игра «Назови слово на заданный звук», задачи, не имеющие решения;задачи, с недостающими данными.
Включаю разнообразные формы сотрудничества, которые способствуют выполнению главной задачи программы : учат детей
действовать в одной команде, договариваться, находить общее мнение
(работа в парах, группах)
Результаты умений и навыков по разделу обучения грамоте отслеживаются методом включённого наблюдения. В детском саду разработаны карты, которые помогают определить степень развития компонентов по обучению грамоте.
Для родителей разработаны анкеты, которые позволяют определить воспитателю эффективность работы данной технологии.
В результате внедрения речевой технологии дети достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–4 звуков, делить на слоги, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели.
Работая по данной технологии считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.