Лариса Владимировна Симановская
Развитие творческих возможностей ребенка посредством кружковой работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию.
Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – запоминающаяся страница в жизни каждого человека, яркая и неповторимая. Ребёнок приобщается к культуре, к общечеловеческим ценностям, устанавливает связь с предметным миром, миром людей и природы, У ребенка формируется интерес к творчеству, он становитьсялюбознательным.
Публикация «Развитие творческих возможностей ребенка посредством кружковой работы в ДОУ» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Каждому ребенку хочется рисовать, лепить, создавать что-то самостоятельно. Но ведь для того, чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку, надо предварительно хорошо познакомиться с изображаемым предметом. Запомнить расположение его частей, форму, величину, конструкцию,цвет. Это способствует постепенно расширяющемуся запасу знаний у детей. Увлечение продуктивными видами деятельности, конструированием и моделированием из бумаги развивает творческое воображение; навыки самоорганизации; умение планировать свою деятельность; влияет на развитие речи детей; моторику рук детей; развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление; учит детей анализу и синтезу.
Ребенок хочет сотворить свой мир сам, почти из ничего. Пусть вначале это будут неказистые, неаккуратные поделки или рисунки. Но ведь они сделаны своими руками! В создание этого «шедевра» ребенок вкладывает свой труд, фантазию, выдумку. Такая работа дорогого стоит. Ребенок становится создателем, он начинает ощущать удовольствие и гордость от результата своего труда, от своих возможностей и увереннее берется за изготовление новой поделки.
Какой материал для творчества самый доступный? Конечно, бумага. Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Это – доступный, популярный и достаточно дешевый материал. Мы достаточно широко используем бумагу в различных продуктивных видах деятельности. Детей приводит в восторг возможность создавать поделки из бумаги самостоятельно, которые потом можно подарить близким и друзьям на праздники, использовать в инсценировках и играх, оформить ими группу. Работать с бумагой дошкольникам очень нравится. Начиная с простых вещиц, работа на них не заканчивается, а становится все сложнее и увлекательнее. Даже от первых незатейливых поделок сразу теплеет на душе, особенно когда «колдуют» над ними все вместе – и взрослые, и дети. Процесс изготовления различных поделок для ребенка сродни игре. Мало того, что им интересно, что получится в результате, так они еще и получают удовольствие от самой работы. А это очень важно! В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Поделки, которые дети делают совместно со взрослыми, создают атмосферу сотрудничества, положительно влияют на нравственные качества ребенка, такие как трудолюбие и отзывчивость.
Все выше описанное я стараюсь применить в работе своего кружка «Самоделкин». Формирование творческой личности является одной из весомых задач в современной педагогике. В связи с этим работа моего кружка на данном этапе без сомнения актуальна. Занятия художественно-творческой деятельностью помогают более содержательному и полноценному общению между детьми и взрослыми. А так же художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую задачу: создает условия для положительных эмоций, вызывает радостное настроение; снимает чувство страха, напряженность; отвлекает от грустных мыслей, событий. Поэтому включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности важно и необходимо.
Как помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно? Как поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях и создать условия для его творческого роста?
Все эти проблемы помогут решить поделки из бумаги и бумагопластика— одни из самых доступных, интересных и увлекательных способов работы с бумагой. Именно они помогают ребенку открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в листочки, снег, воду, животных и т. п., постичь свойства бумаги, ее структуру, насладиться разнообразием цветовых гамм, сочетанием комбинаций, форм, величин.
Цель работы кружка «Самоделкин» :создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством использования традиционной и нетрадиционной техник работы с бумагой на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем используя основные нетрадиционные и традиционные материалы, соблюдать технику безопасности.
2. Совершенствовать умение работать в коллективе для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми.
3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы.
4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность.
Предполагаемый результат:
1. Дошкольники освоят разные техники работы с бумагой, применяют их в свободной деятельности.
2. Дети смогут самостоятельно создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. У дошкольников появляется познавательный интерес к процессу творчества, формируется чувство гордости за результат собственной деятельности.
4. Дети уверенно ориентируются на плоскости, создают различные сюжетные композиции.
5. Совершенствуются общая и мелкая моторика.
На кружке занимаются дети старшего дошкольного возраста.
На первом этапе используется метод синхронной работы. Совместная работа со взрослым заинтересовывает детей, повышает познавательный интерес к творчеству. В начале работы знакомим детей с разными техниками выполнения работ : оригами, творческая мозаика, обрывание бумаги, скручивание салфетки в последовательности от простого к сложному. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения.
Материалом на занятиях служат бумага разного вида, текстуры, картон, сыпучие продукты, салфетки, вата и многие другие материалы для оформления работ.
У детей появляется увлечение деятельностью, желание внести что-то свое в поделки, выполнить работу необычно.
На втором этапе используем более сложные техники работы с бумагой. Дети уже умеют делать простейшие элементы из бумаги. В дальнейшем они придумывают и изготавливают изделия самостоятельно, а затем украшают их затейливыми узорами, вырезанными или сложенными из бумаги, применяя нетрадиционные материалы и бросовый материал.
За время работы нашего кружка мы постоянно оформляли выставки для родителей и сверстников, делали подарки к различным событиям для мам и пап. Все это позволило родителям увидеть, как творчески выросли их дети. Работы, которые вызвали эмоциональный отклик у родителей: «Прилетели совушки», «Пингвинята», «Веселые снеговички», «Пролетают паутинки с паучками в серединке». Некоторые детские работы были использованы для оформления развивающей среды в группах по темам недели «Зимние домики», «Осенние полянки», «Березовая роща» и т. д. С помощью наших поделок мы пополняли дидактический материал в развивающих центрах : в спортивный уголок «Моталочки», в логопедический – «Огнедышащий дракон», в музыкальный «Звучащие коробочки», в центре драматизации – сделали героев для кукольного театра.
За пять лет работы кружка «Самоделкин», удалось достичь хороших результатов. У детей вырос интерес к художественному ручному труду. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, наши родители! Родители отмечают, что их дети стали более дружелюбны, внимательны, толерантно относятся к результатам труда сверстников, испытывают положительные эмоции от работы с бумагой, и от совместного творчества. Дети участвуют во многих творческих конкурсах, занимая призовые места.
Считаю, что творческие способности следует обязательно развивать целенаправленно и последовательно, иначе они просто угаснут. Так как за период работы нашего кружкадети стали более инициативны, самостоятельны, более расположены к сотрудничеству. В процессе изготовления поделок у детей появился эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение, фантазия, пространственные ориентировки. Сформировалось умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление доводить начатое дело до конца.
Таким образом, кружковая работа углубляет и расширяет умения и навыки детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности, тем самым создает условия для дальнейшего развития ребенка, как инициативной и самостоятельной личности.
Мне ещё многому хочется научиться и освоить новые техники работы с бумагой, ведь научившись, я смогу передать свои умения и навыки своим воспитанникам, а детей можно научить только тому, что сама любишь и хорошо делаешь!
Список использованной литературы:
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги / М. : «Просвещение», 1992г.
2. Богатеева И. Оригами / М. : «Мартин», 2011г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / СПб. : Союз, 1997.
4. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир». / СПб. :«Детство-Пресс» 2002г.
5. КуцаковаЛ. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет / М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / М. : Сфера, 2007г.
7. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / М. : «Карапуз», 1999г.
8. 11. Сафонова О. А. Конструирование из бумаги / Н. Новгород, 1994г. род