Елена
Развитие творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями посредством пластилинографии
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми образовательными потребностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем педагогам, которые работают с детьми ОВЗ, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В связи с этим возникли следующие задачи воспитания и обучения:
Задачи:
Коррекционно – развивающие :
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.
- развивать речь детей.
- развивать пространственное мышление, элементы творчества, способности, чувство цвета, формы.
Образовательные :
- знакомить с разными приемами и способами в рисовании пластилином.
- учить смешивать пластилин, находить разные оттенки.
- учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
- воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
- воспитывать желание видеть конечный результат.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Одним из таких методов является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Методы обучения пластилинографии различны – это рассказ (сказкотерапия, беседа, объяснение, чтение произведений, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т. д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Важность данной темы заключается в том, что пластилинография влияет на развитие моторики у детей дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются : скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения.
Задания с использованием описанных приё мов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от педагога тщательной подготовки основы. Например, педагог рисует пластилином рыбок, ребенок дорисовывает хвост, плавники. Вносятся дополнения: водоросли, трава, камушки, по желанию. В результате получается красивая композиция.
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Педагог показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. И еще необходимо иметь влажную салфетку на каждого ребенка. Она необходима для того, чтобы дети протирали руки, тогда пластилин не будет прилипать к рукам и будет хорошо размазываться.
В зависимости от тематики занятия, нужно предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми выбирается пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый, к которому хорошо прилипает пластилин, оргстекло.
Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объё ма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы тоже способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина : цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Таким образом, анализируя результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память, идет становление речи детей. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.