Екатерина Вишнякова
Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Одним из важнейших элементов всестороннего развития личности является
воображение и фантазия человека. Именно эти качества помогают приобрести опыт построения отношений с окружающими людьми, выражать свои индивидуальные черты характера и достигать высот в разных жизненных сферах. Большинство родителей не учитывают это, что в будущем приводит к ограничению возможностей, которые открываются в жизни перед детьми.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателей и родителей. И в детском саду и дома ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива. Он должен знать, что его труд это частица большого и интересного дела, которое приносит радость всем.
Как развивать творческие способности ребенка? Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей :
- развитие воображения. Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
- развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) - способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой. Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. А этот возраст - очень важный период в жизни детей. В дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование является источником хорошего настроения ребенка и поэтому, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии.
Использование стандартного набора изобразительных материалов и традиционных техник рисования, ограничивает проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов недостаточно для развития творчества, особенно детей раннего дошкольного возраста, так как у них еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное.
Появились новые технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. Даёт ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют детям преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества и способствуют развитию их художественно – творческих способностей. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего возраста родителям рекомендуется использовать нетрадиционные способы рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Зачем нужно такое рисование? В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие, дают толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Для детей раннего возраста чаще всего используются следующие методы нетрадиционных техник рисования :
1. «Рисование пальчиками».
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. На первых занятиях используется один цвет и один пальчик. Затем занятия усложняются введением новых цветов, новых отпечатков (овальные).
2. «Рисование ладошкой или кулаком».
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (кулак) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. Затем прорисовываются мелкие детали (клювик и глаз у птицы, глаза и рот у человечков и т. д.). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. «Пуантилизм» (ватная палочка).
Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.
Способ получения изображения: Предварительно готовится рисунок. Затем малышам предлагается начать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками оставляются просветы для нанесения следующего цвета.
4. «Оттиск печатками, поролоном».
Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Используя различные пуговицы, камешки, бусинки, малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
5. «Оттиск смятой бумагой».
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
6. «Рисование жесткой кистью (щетина»).
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
7. «Рисование пластиковой вилкой».
Материалы: акварельная бумага формата А-4, гуашь, кисти и ёмкость для разведения гуаши, пластиковые вилки (одноразовые, салфетки.
Способ получения изображения: набираем обратной стороной вилки жёлтую гуашь и отпечатываем на лист бумаги.
Все материалы для творчества малыша должны быть максимально безопасными и не токсичными. Их нужно покупать в специальных магазинах. Занятия проводятся дома в комфортной обстановке под присмотром взрослых.
Заключение.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности, а также доставляют детям истинную радость.
Фантазируйте вместе с детьми, творите, возможно вы совместно с детьми придумаете свою технику рисования.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Список используемой литературы:
1. Пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
2. Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000.
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : Сфера, 2005.
5. Комарова С «Как научить ребенка рисовать