Лариса Щукина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!
Г. Попова
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20 -25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу я строила в тесной взаимосвязи как с педагогами, так и с родителями моих воспитанников.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей
понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
С малышами я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия сценречью на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.
В танцевальном творчестве, на занятиях по сцендвижению внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.
Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте –
сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.
Подбирая сказки для спектаклей, шла от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» (муз. В. Герчик, «Теремок» (муз. Т. Попатенко, «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он неправ, выражая уверенность, что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С. Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными.
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети постепенно овладевали и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.
Для достижения сценической выразительности я выбирала такой темп спектакля, который вызывал наибольший эффект у зрителей. Декорации тоже имеют большое значение для постановки спектакля, но если действия актёров не заставили зрителя поверить в происходящее, то и никакие декорации не помогут.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
В работе с детьми мы использовали различные способы организации музыкально-театральной деятельности :
- на первом этапе работы над сказкой предлагала коллективно воспроизвести текст сказки (рассказа);
- на втором этапе предлагала одному ребенку читать за всех героев сказки;
- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх, радость, удивление и т. п.);
- на четвертом этапе читали сказку по ролям;
- на пятом учились двигаться в своей роли.
В своей работе я стремилась:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;
– развивать воображение и веру в сценический вымысел;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.
Работу маленьких актё ров над ролью организовывала следующим образом:
1. Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие события в ней главные).
2. Затем я представляла детям героев инсценировки (Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т. п.).
3. Далее распределялись роли и шла работа над ролью: составлялся словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда, игры.
4. Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.
Разработанное перспективное и календарное планирование работы театрального кружка позволило мне рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство работой в описываемой форме.
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития
эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение всего периода в контрольной группе нами велась систематическая работа по развитию музыкального творчества на занятиях по музыкальному воспитанию согласно программе. Для определения эффективности своей работы я, ориентируясь на требования программы, а также на диагностическую методику Л. С. Ходонович, провела диагностику музыкальных творческих способностей детей 4 - 5 лет.
Итоговая диагностика показала:
1. У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям;
2. Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
3. Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями;
Занятия сценречью показали эффективность в следующих навыках:
- использование в речи некоторых образные средств;
- пересказывание хорошо знакомых сказок, рассказов;
- воспроизведение и умение разыграть короткие литературные произведения.
- сформированность связной речи на более высоком уровне.
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе со школьниками по музыкальному воспитанию и при проведении театрального кружка.
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей – Л :1961;
2. Ветлугина Н. А Сборник статей "Художественное творчество в детском
саду" : пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.
А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
3. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина. –
Москва, 1983.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М. ,1991.
5. Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце/-М. ,1991.
6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность школьников. -//
Дошкольное воспитание. - 1996 №5.