Оксана Куприенко
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Т. Щербачёва
Актуальность:
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Заняться проблемой развития творческого воображения детей меня побудили следующие моменты:
Анализируя программы и методические пособия по изобразительной деятельности разных авторов: В. С. Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» и другие, я пришла к выводу, что организованная образовательная деятельность по рисованию в соответствии с данными пособиями, строится по принципу усвоения детьми знаний, умений, навыков и обучения техническим приемам рисования.
Наблюдая за детьми своей средней группы, я заметила, что примерно треть детей моей группы умеют работать с разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования, а остальные детские работы однообразны, однотипны, просто повторяют образцы воспитателя. В сюжетных работах детей, в рисовании по замыслу, по воображению у детей часто проявляются нерешительность, боязнь не справиться с работой.
Поэтому основной целью моей работы считаю: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с нетрадиционными техниками рисования;
2. Формировать умение у детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
3. Технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы;
4. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру с помощью умения понимать и создавать художественные образы; (Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать).
5. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.
При изучении темы по «Развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования» на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опираюсь на следующие источники:
1. Журнал «Воспитатель»№ 1, 5, 12 – 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4, 5- 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования интегрированные занятия Т. А. Цквитария.
4. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
7. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
8. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
9. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
11. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.
12. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
14. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
15. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11
16. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
17. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
18. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера 2007 - 128 стр.
19. Р. Г. Казакова «Занятия по рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»;– М. :ТЦ Сфера 2009г.
Большую помощь в работе по нетрадиционному рисованию оказывают книги и интернет ресурсы:
Нетрадиционные техники не позволяют копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
В своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Формы работы с детьми, которые я использую, разнообразны:
- Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей
- Беседы, путешествия по сказкам
- Выставки детского творчества
- Кружковая деятельность
Методы и приемы, при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования:
Игровые приемы
Сказочные образы
Неожиданные эффекты.
Форма работы с родителями:
- Консультации;
- папки передвижки;
- выставки детских рисунков;
- Родительское собрание (мастер класс, круглый стол)
Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - развить творческие способности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
В работе с родителями по нетрадиционному технику рисования я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (мастер – классы, круглые столы)
В начале работы я выяснила, как родители относятся к нетрадиционной технике, и провела анкетирование родителей по теме "Рисуем дома", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители боятся давать детям волю с красками, чтоб рисовать так как они захотят.
Свой опыт я представляю: на разных интернет ресурсов и на районном методическом объединении (делюсь опытом, участвую в конкурсах, публикую статьи, разрабатываю сценарии для проведения мастер-класса) так же участвуют воспитанники, и родители в разных конкурсах. Участие в районных, городских, областных мероприятиях:
С 20014 года провожу кружковую деятельность «Волшебная кисточка», где мы с детьми рисуем не только традиционным способом, но и используем различные нетрадиционные техники.
Благодаря нашим стараниям совместной работы с родителями, есть положительные результаты: повысился уровень развитие творческих способностей детей с использования нетрадиционных техник рисования. Сформировалось умение у детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения; воспитанники стали понимать значимость своей работы, испытывают радость и удовольствие от творческой работы
В перспективе планирую продолжать работу кружка “Волшебная кисточка”, изучать новые нетрадиционные техники для работы с детьми, развивать детское творчество и воображение через приобщение к нетрадиционным техникам рисования, повысился уровень изобразительной деятельности у детей;
Так же планирую расширить в группе уголок по изо, который будет способствовать творческому развитию дошкольников, возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.
Подводя итоги,[/i] могу отметить, что в процессе работы есть положительные результаты:
1. Дети знакомы с несколькими техниками нетрадиционного рисования
2. Могут определять замысел и способы его воплощения
3. Умеют сочетать материалы и технику изображения
4.Умеют совмещать традиционные и нетрадиционные техники рисования в одном рисунке
5. Испытывают радость и удовольствие от своей работы