Папки-передвижки

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы «От Фрёбеля до робота»

Марина Александровна Лукомская
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы «От Фрёбеля до робота»
▼ Скачать + Заказать документы

Экономика нашей страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.

Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку - "исследование - конструирование - технология - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации".

Публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы „От Фрёбеля до робота“» размещена в разделах

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим обоснованием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Концепция разработана Центре профессионального образования ФГАУ "Федеральный институт развития образования" рядом авторов в 2015 году.

Именно данная концепция актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.

В рамках совершенствования системы профориентации и подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров высокотехнологичных отраслей в настоящее время особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно- техническому творчеству, что обусловлено следующими причинами:

- наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно - конструкторских кадров для существующих и развивающихся отечественных предприятий;

- у молодых людей при поступлении в вузы отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится неосознанный выбор специальности, рост числа молодых людей, не работающих по специальности после окончания вузов;

- доставшаяся нам по наследству система профориентации (дома детского творчества, кружки юных техников) находятся далеко не в лучшем состоянии, оборудование и методическая подготовка персонала часто не соответствуют современным требованиям.

Подготовка детей к изучением техническим наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно - конструкторским мышлением.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет будущую профессию с техникой.

Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих определенному возрасту методик.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Основа любого творчества - детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.

Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детски глазах. Тем более, что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.

Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Вместе с тем научно-теоретический анализ показал, что в настоящее время не ведутся глубокие научные исследования подготовки дошкольников к изучению основ технических наук, а на практике не только отсутствует системный подход к реализации политехнического направления, но и ни в одной основной общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение основ технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки - понятие более широкое и вместе с тем конкретное.

Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС обучению основам техническим наук - задача абсолютно нова и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями ФГОС, который всегда выступает регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания образования на дошкольном уровне.

Формирование у учащихся готовности к изучению технических наук возможно только в условиях спроектированной системы научного знания, в основу которой должен быть положен классификатор технических наук.

Который позволил определить направления образования детей дошкольного возраста и содержит основные компетенции инженера и технолога, анализ которых помог:

- с помощью научно обоснованных методов исследования определить предпосылки формирования этих компетенций в дошкольном возрасте;

- выявить и классифицировать основные умения, навыки, необходимые для формирования готовности дошкольника к изучению основ технических наук;

- соотнести планируемые результаты с ФГОС ДО.

В результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими его компонентами (конструированием и математикой, а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления.

Название программы "От Фребеля до робота : растим будущих инженеров" тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор "Дары Фребеля" - конструкторы - робототехника.

Рассмотрим влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.

1. Игровой набор "Дары Фребеля" - представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение взрослыми детской деятельности.

Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности.

2. Конструкторы. Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Данная деятельность связана с развитием способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических звеньев между целью и результатом. Деятельность с конструкторами открывает широкие возможности для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос "Что из этого можно сделать?", стимулируют порождение замысла и его воплощение.

3. Робототехника. Робот в образовательном процессе - это прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия "робот", видов роботов, различных технических изобретений.

Обучающие функции робототехники состоят прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры.

Робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения. Особый эффект воздействия занятий по робототехнике связан с высокой мотивацией этих занятий. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.

Особо значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них является - умение работать в команде.

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1. организовать предметную игровую техносреду;

2. формировать основы технической грамотности воспитанников;

3. развивать технические и конструктивные умения в разных видах детской деятельности;

4. обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами;

5. оценить результативность системы педагогической работы в этом направлении. Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть ООП).

В основу разработки алгоритма технологии проведения занятий по формированию у старших дошкольников готовности к изучению технических наук легли 4 принципа Владимира Товиевича Кудрявцева.

Первый принцип - общность приоритетов творческого развития.

Второй принцип - ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.

Третий принцип - проблематизация детского опыта.

Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком своего творческого замысла.

Для формирования тематического планирования авторы программы использовали классификатор технических наук и приспособили его, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные темы любых образовательных программ ДО.

Технология НОД в старшей и подготовительной к школе группах с использованием конструкторов и образовательной робототехники

Введение нового понятия

Педагог определяет новые понятия, понятные детям, которые вводятся и обживаются не только в процессе НОД, но и в течение дня. Педагог должен попытаться донести смысл понятия до детей любыми способами.

Техника безопасности

Правила безопасности, связанные с темой дети либо придумывают, либо вспоминают, либо составляют, возможно какие-то из них педагог называет сам. Желательно занести их в инженерную книгу как схему, как рисунок.

Схемы, карты, условные обозначения

Предлагая создать ту или иную вещь можно использовать разные формы представления ее ребенку:

- образцы продукта (готовая вещь или ее графическое изображение);

- частично заданные элементы (незавершенные наброски);

- графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, эскизы);

- словесное описание цели.

Стимулирование инициативы детей

Баланс взрослой и детской инициативы достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, при которой обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников.

Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух

Внимательно и с интересом слушать ответы ребенка, комментировать их. Конструирование (+ стимулирование общения детей между собой) Дети свободно выбирают рабочий материал и перемещаются.

Необходимо организовать пространство для работы.

Места за детьми жестко не закрепляются. Дети перемещаются свободно. Взрослый не принуждает детей к занятию, а лишь обращает внимание на подготовленные материалы.

Инженерная книга

Подробный дневник всех занятий с детьми. Содержит рисунки, схемы, чертежи. Отражены все этапы работы над созданием модели.

Обсуждение построек, оценка деятельности

Характерен "открытый конец" заключительного этапа деятельности: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Взрослая оценка дается косвенная, как сопоставление результата с целью.

Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря) Планируется игра с созданными моделями после НОД. Фотографирование деятельности и объектов

Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности, как доказательствами своей состоятельности.

Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно- пространственной среде группы

Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно.

Пространство должно быть оснащено средствами обучения - предметы, позволяющие улучшить качество образовательного процесса (дидактические пособия, игры.); расходными материалами - это раздаточные материалы, которые выдаются детям для творчества, изменения. ; инвентарем - предметы и оборудование для трудовой деятельности.

Публикации по теме:

От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров Детский сад –это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников.

Обучение дошкольников по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (из опыта работы) В МАДОУ «Дарование» с целью формирования у детей дошкольного возраста нестандартного мышления было принято педагогическое решение о создании.

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста Захарченко И. А. музыкальный руководитель МАОУ СОШ №6 г. Тобольск. «Кем бы.

Конспект занятия по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Изготовление сумки-холодильникаКонспект занятия по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Изготовление сумки-холодильника Задачи: 1. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать навыки сотрудничества:.

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Седельник Алена Павловна Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна.

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание материально-технического обеспечения программы .

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Презентация дополнительной образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» 2 слайд: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Презентация проекта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере творчества В. В Бианки Цель: формирование основ экологической культуры у детей через литературное творчество В. В. Бианки Задачи: Познакомить детей с творчеством.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К. Д. Ушинского РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА К. Д. УШИНСКОГО) Овчинникова Ирина Николаевна, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы «От Фрёбеля до робота»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 12:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста на примере образовательной программы «От Фрёбеля до робота»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Лукомская (УИ 919813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД