Анастасия Козина
Развитие связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
У детей с нормальным речевым развитием происходит постепенное развитие связной речи. Они осваивают описание, повествование и отчасти рассуждение с опорой на наглядный материал и без него. В предшкольный период эти дети имеют достаточно хорошо развитую связную речь.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Однако, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Поэтому овладение ими связной речью как «вершиной» речевой деятельности, включающей все остальные уровни, является для них наиболее сложной задачей.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Дети с ОНР имеют недостаточно сформированную или несформированную связную речь. Это связано с ограниченным словарным запасом: дети перечисляют только действия. Рассказ-описание малодоступен детям с ОНР, обычно происходит перечисление отдельных предметов и их частей. При пересказе могут неправильно передать логическую последовательность, пропускают отдельные звенья. Творческое рассказывание часто не сформировано, так как у детей возникают трудности в определении замысла рассказа, соблюдении последовательности событий, в языковой реализации. Для педагога важно формировать у детей умение планировать высказывание, определять содержание своего высказывания. Пересказ повествовательного, а особенно описательного текста без наглядной опоры большинству детей с общим недоразвитием речи недоступен. Поэтому предлагается использовать вспомогательные средства, облегчающие процесс слухового запоминания у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. (слайд 2)
Основные характеристики связного развё рнутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника. (слайд 3)
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. (слайд 4)
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической
Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Связная речь является ситуативной или контекстной. (слайд5)
Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.
(слайд 6, 7,8)Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
• Осмысленность, т. е. полное понимание того, о чём они говорят;
• Полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
• Последовательность;
• Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. ;
• Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
• Культура изложения в широком смысле слова:
• правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
• интонационная выразительность речи,
• достаточная громкость,
• отчётливость произношения.
. Такие исследователи, как В. П. Глухов, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова выделяли два основных вида связной речи, диалогическую и монологическую. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
(слайд 9,10)Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
• В группах раннего возраста. Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
• В младшем дошкольном возрасте Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы
• В среднем дошкольном возрасте Педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
• Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи. (слайд 11,12,13)
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место. (слайд 14)
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Педагог через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…», постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В средней группе Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных началах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. «Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует развитию умения ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.