Ольга Зуева
Развитие связной речи как фактор готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи, как фактор готовности к школе».
Пожалуйста, разговаривайте с детьми!
Ваш ребенок должен знать, что это счастье – даже несколько минут разговора с папой и мамой.
Ваша дочка должна посмотреть на часы во время вечерней прогулки: «Нам с мамой еще надо поговорить».
А что делать спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами?
Разговаривать!
Публикация «Развитие связной речи как фактор готовности к школе» размещена в разделах
Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по– особому организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только разговаривают, но и слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересно было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте обо всем. Можно организовать речевую разминку «Спроси – отвечу». Вы предлогаете ребенку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаете вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Например, задумали предмет «книга».
-Это живое? – спрашиваете вы. – Нет, отвечает ребенок. – Это нужно для еды? - нет. – Это одежда? – нет. - Для учебы? – Да. – Это книга? – Да.
- Игровое упражнение «Вопросы цепочкой». Несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «Да» и «Нет». Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребенку необходимо было дать развернутый ответ.
Например: «Что тебе сейчас больше всего хочется?», «О чем ты задумался?», «Где ты был вчера?», и. т. д.
Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать – и потому начинают знакомство с тех, к которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком появляется гора изорванных книг.
Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но не досягаемое для ребенка место. Каждое такое совместное рассматривание станет для ребенка событием незаурядным и праздничным. Таким же образом можно познакомить ребенка с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь, читая и рассказывая. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, без устали осваивать удивительный мир людей и предметов.
Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребенок, а как обсуждение прочитанного взрослым!
Для формирования эмоционального диалога используйте упражнения типа «Встреча». Их можно производить в форме ролевой игры. Вы идете домой из детского сада, вдруг увидели грустного мальчика и начинается диалог: «Давай предложим и подумаем, что с ним случилось?»