Согрина
Развитие социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством активизации речевого творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является социально-коммуникативная.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством активизации речевого творчества детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Формирование коммуникативных навыков, способов поведения с другими людьми, развитие социальной активности– одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Огромную помощь в этом могут оказать театрализованные игры. Театрализованные игры развивают : - детскую фантазию, - творческое воображение, - память, внимание, - волевые качества, - пластику, координацию движений, обогащают словарь, активизируют связную речь, учат сопереживать, распознавать эмоциональное состояние другого человека (то есть развивают эмпатию, учат передавать разнообразные эмоции.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Логопедическая практика в дошкольном учреждении показала эффективность использования дидактических игр. Ведь не секрет, что работа по коррекции речевых нарушений у дошколят - процесс долгий, требующий терпения не только от педагога, но и от самого ребёнка. И очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. А коррекция звукопроизношения? Каждый логопед и воспитатель логопедической группы знает, как трудно даётся постановка звука, ведь эта работа включает в себя большой объём заданий, упражнений, направленных на подготовку артикуляционного и дыхательного аппарата. И только потом работа над постановкой звука. Для многих детей процесс постановки звука самый трудный. Но на этом работа не заканчивается! Поставленный звук нужно закрепить, научить ребёнка произносить его изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т. д. И только потом введение в спонтанную речь. И это только один звук. А если их пять? Девять?
В этом случае выручает игра. Игра создаёт комфортные условия для дошколёнка на занятиях и монотонную работу превращает в увлекательную деятельность.
И поскольку чёткая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи - языком, губами, нёбом, тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика, является необходимым приёмом в коррекции звукопроизношения.
Сделать артикуляционную гимнастику интересной и увлекательной поможет Логопедическая игрушка «Лягушка-болтушка» :
Описание игрушки-пособия:
. Для изготовления этой игрушки нужны простые материалы:
-бумага,
-фетр
-ножницы,
-кусочек красной или розовой ткани, нитки и иголка. В нижней части прорезь для руки. Прорезь сшита так, чтобы при продевании руки в это отверстие кисть руки попадала в мешочек-язык. И тем самым языком можно управлять. В верхней части головы у Лягушки-болтушки находятся большие глаза, рот в виде улыбки и зубы.
Назначение игрушки:
1. Во-первых, игрушка-пособие «Лягушка-болтушка» знакомый детям персонаж из мультфильма «Лунтик», поэтому с её использованием создаётся хорошая мотивация у воспитанников во время занятий, во-вторых, доступность использования игрушки каждому ребёнку. Педагог (или ребёнок) может надеть её на руку, другой рукой открыть или закрыть рот лягушки; потрогать язык; рассмотреть верхнее и нижнее нёбо; узнать всё о язычке: о кончике, о боковых краях, о спинке, о корне (сначала у игрушки, затем у себя)- и всё это в виде игры.
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение язычка. Ребёнок это делает вместе с воспитателем или с логопедом, двигает, выгибает язычок, поднимает кончик язычка вверх, вниз, проводит по верхнему нёбу.
3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков ребёнок с помощью воспитателя или логопеда укладывает язык лягушки во рту в нужную артикуляционную позу.
Одновременно происходит развитие точных движений мелкой моторики рук. И самое важное, что через тактильное восприятие артикуляционной позы языка у игрушки, ребёнок проецирует правильную позу своего язычка, у себя во рту.
4. «Лягушка-болтушка – царевна, с короной на голове и удивительная модница. Она может носить чудо-браслеты на лапках! И очень их любит менять». Эта игра в браслеты для Лягушки хорошая помощь в работе по формированию у воспитанников понятия «гласный» и «согласный» звук:
Красный браслет- гласный звук,
Синий браслет- твёрдый согласный звук.
Артикуляционная гимнастика с использованием
логопедической игрушки – «Лягушка-болтушка»
(для детей 5-6 лет)
Ход :(на экране заставка мультфильма «Лунтик») Воспитатель спрашивает ребёнка о том, знаком ли ему этот мультик. Он отвечают.
Воспитатель: - Отгадай, кто из друзей Лунтика придёт сегодня к нам.
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов? (это Лягушка-болтушка)
Воспитатель достаёт Лягушку-болтушку, ребёнок рассматривает игрушку. Лягушка «рассказывает» о себе:
-Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком-
Ребятишкам он знаком.
Свой ты язычок заставь трудиться,
Ведь ему нельзя лениться.
Ты за мной не отставай
И заданья выполняй.
Покажу тебе дружок, как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Воспитатель: -Понравилась гостья? Слушай её внимательно. И повторяй за ней.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для губ:
1.«Улыбка» Улыбается лягушка
Губки тянет прямо к ушкам.
2.«Хоботок»
Губки в трубочку сложи
Скорее «болтушке» покажи.
3. «Улыбка»-«Хоботок» (чередуем)
Лягушку удиви, дружок,
Губки в «Улыбку» и «Хоботок».
Упражнения для язычка:
1.«Лопаточка» За «Болтушкой» повтори,
Широкий язык
На нижнюю губку положи.
1. «Чашечка» В гости Лягушка ждёт друзей,
Помоги ей стол накрыть скорей.
2. «Грибок» Под грибком прохладно летом,
Самый лучший гриб
«болтушке» покажи.
3. «Лошадка» Цок, цок, цок, цок, цок, цок
Как лошадка скачет язычок.
Мы покажем Лягушке дружно,
Как скакать лошадке нужно.
4. «Маляр» Дом покрасить «Болтушка» хочет.
Краску, кисточку взяла,
Стены красить начала.
Помоги ты ей, дружок,
Крась высокий потолок.
5. «Индюк» Что индюк за птица?
Он спросить Лягушку хочет,
И под нос себе бормочет: «Бл-л-л».
Развитие дыхания и голоса :
Логопед:
Лягушка-болтушка
грустная сидит.
От чего не говорит?
Ты, Лягушка, укажи,
Что случилось, расскажи.
-Загадает она загадки, а ты отгадай.
Использование в работе с дошкольниками этой игрушки улучшает результаты. Поднимает настроение детей, создаёт положительную психологическую атмосферу, ну, и погружая ребёнка в игру, создаёт хорошие условия для обучения.