Приложение МААМ

Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Потапова Наталья Александровна
Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста через русские народные игры».

Потапова Наталья Александровна

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных игр.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день является одной из приоритетных сфер работы педагогов и психологов.

Публикация «Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, это, в свою очередь возлагает большую ответственность на семью и дошкольное учреждение.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов с взрослыми и сверстниками, в выражении своих чувств и эмоций, что тесно связано с зависимостью от телевизора и интернет гаджетов.

Часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры, доброжелательности в отношениях между людьми.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

С учётом актуальности проблемы, организация образовательного процесса строится таким образом, чтобы ребёнок играл, развивался и социализировался одновременно, разработана картотека русских народных игр с учетом возрастных особенностей.

Русская народная игра – это свободная деятельность, приносящая радость, удовлетворение от возможности непринуждённого состязания, преодоления первых трудностей, поражений и радости побед.

Русская народная игра — это свободная деятельность, приносящая радость, удовлетворение от возможности непринужденного состязания, преодоления первых трудностей, поражений и радости побед. Она способствует самоанализу достижения поставленных целей и самим ее непосредственным, непринужденным процессом, потому что – это игра

Цель разработки:

Позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщения их к социокультурным нормам, народным традициям.

Задачи разработки:

• Создать условия позитивной социализации дошкольников.

• Формировать развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

• Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

• Воспитание уважительного отношения к народной культуре.

• Формирование безопасного поведения в социуме.

• Формирование социально-коммуникативных речевых умений.

Для развития социально-коммуникативных способностей детей использовались следующие технологии:

• Игровая технология.

С помощью игровой технологии педагог организует процесс обучения в форме различных игр. Цель игровой технологии – создание мотивационной основы для формирования навыков и умений за счёт собственной активности ребёнка.

• Здоровьесберегающие технологии.

Данная технология включает взаимосвязь и взаимодействие образовательной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

• Личностно-ориентированная технология.

В основе данной технологии гуманистический подход, в организации образовательного процесса учитываются возможности и способности каждого ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении.

Непосредственно образовательная деятельность.

Совместные русские народные игры лучше всего организовывать во время прогулок или на занятиях по физическому развитию.

Создание предметно-развивающей среды

Интеграция образовательных областей

1. Образовательная область «Познавательное развитие» : Развитие психических процессов у детей : внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : развитие коммуникативных навыков в процессе общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения. Приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

3. Образовательная область «Речевое развитие» : чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество» : Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Физическое развитие» : формирование здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

Она способствует самоанализу достижения поставленных целей и самим ее непосредственным, непринужденным процессом, потому что – это игра.

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Прежде чем вы ознакомитесь с приложением, хочу вас ознакомить с правилами ввода игры для воспитанников детских садов. Желательно эти игры проводить в просторном помещении, подойдут музыкальный или спортивный зал, эти игры успешно реализовываются во время прогулки на свежем воздухе. Также, очень важно учитывать количество детей. Лучше вводить игру постепенно, сначала проиграть с небольшой группой до 10-ти человек для этого подойдет время на вечерней прогулке, когда часть детей ушли домой, затем можно проиграть с другой частью группы. И в качестве закрепляющего этапа ввода игры попробовать проиграть со всей группой вместе.

Для дополнительного интереса детей к данным играм можно использовать дополнительный инвентарь: маски, колокольчик, картинки, демонстративные игрушки и т. д.

Очень важно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.

Приложение

Картотека русских народных игр для детей младшего возраста.

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры : Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам

По камешкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом—здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая) :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

Ход игры : Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки, когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети-мыщки выползают из своих норок.

«Дубок»

Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения:

У нас рос дубок вот таков, вот таков!

Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается.

Корень да его — вот так глубок, вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его — вот так высоки, вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его — вот так широки, вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т. д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т. д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .

«Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры : Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

Ход игры : Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки, когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети-мышки выползают из своих норок.

«Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры : Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше)«кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

«Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Зайка шёл»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры : Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Кружок»

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.

Ход игры : Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

«Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания взрослого:

- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!

- Гуси, гуси!

( дети: «га-га-га!»)

Есть хотите?

(«Да-да-да!»)

Хлеба с маслом?

(«Нет!»)

А чего же вам?

(«Конфет!»)

Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

«Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не лопайся!

«Каравай»

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

«Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

«Ручеек»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор и двигается в перед. Он берет понравившегося ему человека за руку. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок – новый водящий.

«Салки»

Сюжет игры очень прост : выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Игра с «петушком»

Ход игры : Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать

«Козлик»

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Список используемой литературы:

1. Л. А. Нисловская И. И. Фришман Русские народные игры Учебно-методическое пособие Москва 2017

2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 2004.-65–66 с.

3. https://moluch.ru/archive/110/27082/

Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL

4. https://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/2002N1/p41-42.htm

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2023 в 14:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Потапова Наталья Александровна (УИ 3291396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД