Приложение МААМ

Развитие сенсорной культуры старших дошкольников в совместной с воспитателем деятельности

Ольга Колоткова
Развитие сенсорной культуры старших дошкольников в совместной с воспитателем деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: развитие сенсорной культуры является составной частью задач образовательной области познавательного развития и поэтому взаимодействие с реальными объектами даёт всю полноту восприятия окружающей действительности.

Публикация «Развитие сенсорной культуры старших дошкольников в совместной с воспитателем деятельности» размещена в разделах

Познание человеком окружающего мира начинается с созерцания, ощущения и восприятия. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребностей ребёнка в освоении нового, ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретенными знаниями. Значения познавательного развития исследовали А. В. Запорожец, А. П. Усов, И. М. Семёнов, И. П. Павлов, Л. С. Выготский они считали познавательное развитие наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире в детском саду в совместной деятельности с воспитателем.

Задачи: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешние виды и признаки, измерения, упорядочивание, классификация.

Таким образом, на период подготовительной к школе группе поставлены довольно объемные и серьезные задачи по данному направлению. С другой стороны, в циклограмму непосредственно образовательной деятельности не вынесено отдельное занятие по формированию системы сенсорных эталонов. Развитие сенсорной культуры проходит через разнообразную познавательную деятельность (математическую, экологическую, экспериментальную). продуктивную (рисование, аппликация, конструирование, лепка, коммуникативную, игровую, музыкальную, физическую. Поэтому основной формой работы в данном направлении мы считаем разнообразную совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах. В рамках данной работы мы провели несколько тематических мероприятий: дизайн проект «Комната для кукол», игровая ситуация «Экспертиза», викторина «Часы с вопросами». Представляем систему работы по каждой теме.

Дизайн проект «Комната для кукол».

Цель: сформировать представления об оттенках зелёного цвета, побуждать детей точно обозначать словом особенности цвета предметов интерьера.

С чего началась работа?

1. Мотивация.

Изначально моей задачей было вызвать у детей интерес к данной деятельности, замотивировать, поэтому для самостоятельного и совместного рассматривания были внесены в среду альбомы и каталоги с дизайном помещений, с образцами мебели и предметов декора помещений. Ребята, рассматривая альбомы и каталоги, самостоятельно придумали игру «Какая комната мне понравилась больше». Я попросилась присоединиться к игре и внесла правило объяснить, почему именно эта комната понравилась больше. Поначалу дети затруднялись объяснить свой выбор. Тогда я предложила свой вариант: «Мне понравилась эта гостиная потому, что на мой взгляд дизайнер подобрал удобную правильную мебель, и рационально ее расположил. Есть зона для встречи гостей и зона для отдыха. А ещё мне понравилось цветовое решение этого проекта». Далее дети сами или с моей помощью стали объяснять свой выбор.

2. Накопление знаний. По ходу рассматривания каталогов и бесед с детьми часто употреблялись слова дизайнер, дизайнерский проект, дизайнерское решение. «А кто же такой дизайнер? Что такое дизайнерский проект? Что обозначает выражение «дизайнерское решение»? Отвечая на эти вопросы, мы с детьми обратились к словарям, рассуждали, беседовали, рассматривали альбомы. На выходные детям было дано задание посмотреть по телевизору передачи «Школа ремонта» и «Квартирный вопрос. Таким образом была проведена словарная работа, детьми накоплены определенные тематические знания (например, дети узнали, что дизайнер может быть не только по интерьеру помещений, но и ландшафтный, дизайнер одежды, дизайнер по составлению рекламы, флорист дизайнер составления композиций из цветов и т. д.).

3. Практическая деятельность. Далее я предложила детям попробовать самим стать дизайнерами. Мы решили, что в выходные дома дети нарисуют проект будущей комнаты, а в понедельник мы обсудим и выберем лучший. После выходных мы устроили кастинг проектов через голосование (раздали детям по 3 фишки как на конкурсе) и таким образом выбрали лучший. Через проблемную ситуацию «Цветовое решение проекта» победила Милана Третьякова, предложив зеленый цвет, объяснив тем, что скоро весна, хочется, чтобы побыстрее всё распустилось и зазеленело. В результате был составлен проект комнаты для кукол в зеленых оттенках. Осталось только воплотить его в реальность. вместе с детьми стали собирать разнообразные материалы: обои, бумагу разной фактуры, ткани разной фактуры. Но непременно нужно было соблюдать условие: все материалы зеленых оттенков. И вскоре мы столкнулись с трудностями – оказывается оттенков зеленого цвета очень много. Как же их обозначать? Как называть? Мы решили сделать наглядное пособие «Палитра зеленого цвета», которое поможет детям в дальнейшем с определением цвета. Рассматривая каждый оттенок зеленого цвета, мы сравнивали его с предметом окружения. Например: этот оттенок похож на цвет зеленого яблока, а этот на цвет молодой травы, а этот на лягушку. Ещё дети узнали и стали использовать в своей речи такие определения цветов как изумрудный, салатный, болотный, светло зеленый, темно зеленый, насыщенный зеленый, густо зеленый. Поскольку цель проекта сформировать представления об оттенках зеленого цвета, то именно эта работа проводилась широко и разнообразно:

• Дидактические упражнения «Подбери несколько определений к одному оттенку» изумрудный, светло зеленый, похож на зеленое яблоко; болотный, темно зеленый, грязно зеленый и т. д. дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета».

• Подборка тканей зеленых оттенков для сюжетно ролевых игр «Ателье» и «Магазин».

• Сравнение оттенков посадок в огороде на подоконнике и т. д.

В результате, когда все необходимые материалы были собраны, мы приступили к изготовлению комнаты, мебели и других предметов интерьера. Делали все и воспитатели, и родители помогали, и дети что то делали. В результате получилась вот такая комната, все предметы интерьера в оттенках зеленого цвета. Дети с удовольствием в нее играю, не только девочки, но и мальчики.

Какой вывод можно сделать в результате проделанной работы: Во первых, мы считаем, что цель работы достигнута. Во вторых, система работы позволила детям обогатить знания о профессиях, обогатила словарный запас. В третьих, система работы прошла через разнообразные виды детской деятельности познавательную, коммуникативную, продуктивную, игровую, т. е. обеспечивался принцип интеграции образовательных областей. И последнее, по собственным наблюдениям хочу отметить, что проводимая работа была и остается очень интересна детям, поскольку они в данном случае являлись активными участниками, инициаторами, исполнителями.

Работу в рамках данного мероприятия мы начали с обогащения предметно развивающей среды. В группу в уголок экспериментирование внесены:

• Коллекция тактильных дощечек

• Микроскоп, лупа, пинцеты, резиновые перчатки, песочные часы

• Коллекция бросовых материалов

«Черный ящик»

• Набор «Юный эксперт»

Далее для обогащения знаний о материалах и их свойствах проводились беседы, рассуждения: Что это за материал? Что из этого материала можно изготовить? Есть ли у нас в группе предметы из данного материала? Можно ли материал, из которого сделан предмет, заменить другим и почему? Виды материалов (бумаги, ткани, металла.). Цикл образовательных мероприятий «Что из чего», где мы с детьми знакомились, как появляются те или предметы. Например, книга. Чтобы стать книгой, сначала выросло дерево, затем лесорубы его срубили, отправили на деревообрабатывающий комбинат, переработали в мелкую древесную пыль, древесную пыль отправляют на бумажный комбинат и уже там изготавливают бумагу, далее бумагу отправляют в книжное издательство, где и появляется книга. Как я уже сказала, в центре экспериментирования появился набор «Юный эксперт». Когда мы с детьми стали рассматривать его содержимое, я задала вопрос кто такой эксперт? Вариантов было много, но все они не раскрывали смысла слова. С целью решения данного вопроса мы провели большое количество образовательных мероприятий и выяснили, кто такой эксперт, что такое экспертиза, что эксперты есть в разных областях, например лаборант в поликлинике дает заключение о составе крови больного, криминалист эксперт, который проводит экспертизу на месте преступления, собирает улики. Сломалась машина, папа везёт ее на диагностику. Диагност эксперт в области исправности и неисправности автомобиля. Так же мы с ребятами узнали, что у всех экспертов есть свое специальное оборудование, которое помогает при проведении экспертизы и выдаче заключения это может быть микроскоп, лупа, пинцеты, химические вещества, весы, специальные приборы и многое другое.

Эксперт это специалист-профессионал, который дает заключение по какому- либо вопросу.

Экспертиза (от лат. expertus опытный, сведущий) это специальная форма анализа данных, проводимая по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям.

Заключительным мероприятие по этой теме стала игровая ситуация «Экспертиза». На доске магнитными буквами выложено слово-экспертиза. Дети самостоятельно играют, и я обращаю внимание на доску, на выложенное слово. Поскольку дети у нас уже все читают, они без труда его прочли, объяснили его значение. Я предлагаю детям стать на время экспертами и провести экспертизу. Экспертам иногда приходится работать в сложных условиях. Условия экспертизы для ребят-определить качество материала на ощупь, не глядя на него. Выбираются 2 эксперта, остальные - наблюдатели. У экспертов «Черный ящик (рассказать ход игры). Сначала дети называют качества материала (мягкое, теплое, пушистое) и затем сам материал - мех. Выбираем у наблюдателей карточку - предмет, который изготовлен из данного материала, затем предлагаем свои варианты предметов из этого материала.

Таким образом, в результате проведенной работы пополнилась предметно-развивающая среда новым оборудованием. Была проведена большая работа по обогащению словаря и развитию доказательной речи. А также дети приобрели новые знания о профессиях.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Конспект совместной деятельности по формированию у детей от 3 до 4 лет культуры поведения за столомКонспект совместной деятельности по формированию у детей от 3 до 4 лет культуры поведения за столом Цель: Формирование знаний поведения за столом. Задачи: Познавательное развитие. Продолжать знакомить детей, как нужно правильно вести.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорной культуры старших дошкольников в совместной с воспитателем деятельности
Опубликовано: 7 июня 2023 в 15:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорной культуры старших дошкольников в совместной с воспитателем деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Колоткова (УИ 1434862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД