Оксана Гуркова
Выступление на РМО «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста».
Ранний возраст-важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности.
Публикация «Выступление на РМО „Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.
В работе с детьми раннего возраста воспитателю необходимо создать предметно-пространственную. среду соответствующую этому возрасту.
Важную роль в предметно-развивающей среде занимают дидактические пособия и игры.
Дидактика (др. греч. – получающий)[/i] – раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.
Дидактическое пособие – издание, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании, и реабилитации детей.
Дидактическая игра – активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Учатся культуре общения друг с другом.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая. классификация дидактических. игр:
-с. игрушками. и предметами;
-настольно-печатные;
- словесные
В группе должны быть разнообразные дидактические игры и пособия, и их содержание должно соответствовать возрасту детей.
Игры с предметами и игрушками
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
Совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; правильно произносить звуки речи);
Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры-инсценировки
Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два яблока, две варежки и т. п.).далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (например: найти две машины, из которых одна легковая, а другая грузовая)
Так же к настольно-печатным играм относятся игры – лото, где ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика таких игр очень разнообразна
Еще к настольно печатным играм относятся игры домино. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика. домино. охватывает. разные. области действительности: «Игрушки», «Транспорт», «Ягоды», «Герои сказок» и др.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти. игры способствуют развитию. логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Словесные игры
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции (например: «У медведя во бору», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая»).
С помощью дидактических игр знакомим детей с цветом, формой, величиной. Для этого предлагаю игры: «Лото- цвета», «Подбери чашки к блюдцам по цвету», «Что бывает такого цвета?», «Цветные кубики», «Геометрическая мозаика», «Вкладыши», «Найди такой же» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка». Я стараюсь постоянно разнообразить дидактический материал. Использую игры-самоделки: «Подбери пару», «Разноцветные странички», «Сосчитаем дырки в сыре». «Разноцветные колпачки», «Город цветных человечков» «Воздушные шары», «Подарим куклам бусы», «Нарядим солнышко», «Дождик для тучки», и др., с помощью которых развивается не только сенсорное восприятие, но и память, внимание, мышление, речь.