Мария Шумакова
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти непрерывным воспитательным процессом. Другим обязательным условием формирования культурно- гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
В Программе в первой младшей группе в разделе по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков стоят такие задачи, как :
- под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
- с помощью взрослого приводить себя в порядок;
- учить держать ложку в правой руке;
- обучать порядку одевания и раздевания: в определенном порядке снимать, вешать свои вещи и в определенном порядке одевать их.
Вторая младшая группа:
- продолжать правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой и носовым платком;
- формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Средняя группа:
- продолжать воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом;
- приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать рот и нос носовым платком;
- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами – ложка, вилка, нож, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа:
- учат детей быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель.
- правильно пользоваться вилкой и ножом, есть бесшумно, сохраняя правильную осанку. Подготовительная группа: В программных задачах добавляется чистка зубов, мытье ног перед сном и следить за чистотой одежды и обуви.
Задач по формированию навыков и умений пользоваться столовыми приборами, посадка за столом и прием пищи не стоят, так как эти навыки должны к подготовительной группе быть уже сформированы и только в индивидуальных напоминаниях и беседах, с детьми, которые по разным причинам не выполняют определенные требования, нарушают дисциплину за столом или в умывальной комнате, воспитатель или помощник воспитателя проводит работу.
Конечно, трудно с большим количеством детей быстро добиться результатов, но каждодневная целенаправленная работа, постепенно дает свои результаты. Нужно использовать в работе многократные беседы с детьми перед одеванием на прогулку: как мы будем сейчас одеваться, что вначале, что потом. Если есть помощник воспитателя и в раздевалке мало места, то можно использовать одевание по подгруппам или в группе. Пошли и взяли только колготки, одели, затем только брюки, а потом кофты. Да это по времени намного длительнее, но на это стоит потратить две недели, а когда дети самостоятельно и без подсказок начнут последовательно одеваться, то можно переходить в раздевалку и не по подгруппам, а всей группой.