Наталья Капустина
Консультация для родителей «Развитие речи у детей 5–6 лет на материале сказок В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка «Кораблик»
Материал статьи будет полезен родителям, чьи дети имеют диагноз задержка развития речи. Дети этого возраста любят мастерить, рисовать, резать ножницами. Им нравятся яркие картинки и несложный, но увлекательный сюжет. Думаю, что сказки В. Сутеева как никакой другой материал подойдут для работы с детьми 3-4 лет по развитию речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей 5–6 лет на материале сказок В, Сутеева“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Темочки
Ход занятия
Взрослый начинает читать сказку «Кораблик» (да и любую другую, обязательно указывая на героев, талантливо изображенных автором. Например, когда вы читаете:»Пошли гулять лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок», то указываете на героев по порядку, медленно и четко проговаривая каждое слово.
Чтение следующего отрывка можно сделать для ребенка проблемным. Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес (пауза)», показываете на иллюстрацию листочка. И далее читаете «Мышонок. (пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.
Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка. То при втором прочтении можно усложнить задачу. Вы читаете: «Пошел цыпленок (пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек». Для детей с задержкой речевого развития употребление в активной речи глаголов является наиболее проблемным этапом развития речи.
Затем на следующих занятиях, когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка. Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:
1. Кто пошел гулять?
2. Почему друзья обиделись на лягушонка?
3. Что они придумали?
4. Как они строили кораблик:
- Кто принес листочек?
- Кто принес ореховую скорлупу?
Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения.
Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у малыша: «Почему лягушонок остался один?» ( Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»
Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В. Сутеева, дают огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка. Можно заранее приготовить материал для аппликации : вырезать кораблик, приготовить фигурки героев. Пусть малыш приклеит кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом. Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на кораблик, тем самым примирив друзей.
Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой из натурального материала, стимулирует развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению.
Работая над циклом сказок «Сказки про карандаши и краски», рисуйте вместе с ребенком героев. Пусть ребенок творит и комментирует свои действия.
Читая сказку «Три котенка», можно развивать элементарные математические представления и пространственную ориентацию. Покажите иллюстрацию, спросите, сколько котят изображено. Посчитайте вместе с ребенком. Активизируйте употребление предлогов в речи малыша, задавая следующие вопросы:
- Где сидят котята?
- Котята сидят на траве.
- Куда прыгнули котята следом за мышкой?
- Котята прыгнули в банку с мукой.
Отвечая на эти вопросы, ребенок развивает пространственные представления.
Таким образом, комплексная работа над сказками В. Сутеева позволяет развивать речь вашего ребенка, его математические способности, восприятие, творчество, воспитывает в вашем ребенке, скромность, отзывчивость, эмпатию. Подготавливает базу для развития рефлексии.