ирина сидоренко
Развитие речи средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка.
Основная задача развития речи ребёнка – овладение нормами и правилами родного для него языка.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая, пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Малые формы фольклора, влияют на развитие речи детей : обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух и т. д.
Малые фольклорные произведения мы используем НОД, на праздниках и развлечениях, в театрализованной деятельности, в режимных моментах, в организации двигательной активности дошкольников.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Используя в речи пословицы поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Несмотря на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата.
Специальные упражнения помогают преодолевать такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетически чистой речи. Скороговорки и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времён. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Из сказки ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Малые формы фольклора – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приёмами речевого развития.
При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры.