ирина сидоренко
Развитие речи средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка.
Основная задача развития речи ребёнка – овладение нормами и правилами родного для него языка.
Публикация «Развитие речи средствами малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.
Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая, пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Малые формы фольклора, влияют на развитие речи детей : обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух и т. д.
Малые фольклорные произведения мы используем НОД, на праздниках и развлечениях, в театрализованной деятельности, в режимных моментах, в организации двигательной активности дошкольников.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Используя в речи пословицы поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Несмотря на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата.
Специальные упражнения помогают преодолевать такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетически чистой речи. Скороговорки и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времён. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Из сказки ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Малые формы фольклора – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приёмами речевого развития.
При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры.