Валентина Соколова
Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
В настоящее время,я все чаще начинаю замечать,что в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Конечно это объясняется рядом причин: отсутствие (или недостаточное) живого общения с родителями, ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, социальные проблемы, появление различных современных гаджетов.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. А ведь еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и многое другое. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить, а простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
В своей работе с детьми я использую несколько таких игр,которые очень нравятся детям, например:
1. «МЫШКА»
Мышка в норку пробралась,
(Руки прижаты к груди, кисти свободны и свисают, правое плечо и правая рука движутся вперёд, затем повторяем в другую сторону — крадёмся)
На замочек заперлась.
(Переплетаем пальчики в замок)
В дырочку она глядит —
(Складываем руки в виде подзорной трубы и подносим к глазу)
На заборе кот сидит.
(Ладошки прислоняем к макушке пальчиками вверх — имитируем кошачьи ушки).
2. «КОТЯТКИ»
Все котятки мыли лапки.
Вот так! Вот так!
(Обхватываем и гладим каждый пальчик одной руки от начала до ноготка, затем то же повторяем с другой рукой)
Мыли ушки, мыли брюшки.
Вот так! Вот так!
(Руки — к ушкам и делаем круговые движения в воздухе, затем гладим животик)
А потом они устали.
Вот так! Вот так!
(Руки — к груди, гладим одной «лапкой» другую, и наоборот)
Сладко-сладко засыпали.
Вот так! Вот так!
(Соединяем ладошки возле уха, наклоняем голову)
3. «САМОЛЁТ»
Самолёт построим сами,
(Хлопаем на каждое слово)
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
(Кулачки сжаты, руки в положении «сижу за партой», локти неподвижны, а нижние части рук вращаются друг вокруг друга — имитируем мотор)
А потом вернёмся к маме!
(Обнимаем себя руками)