Наталья Холмогорова
Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Все мы, педагоги – дошкольники знаем, что основная задача музыкального воспитания в детском саду - это воспитание любви и интереса к музыке у детей. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, речи и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Публикация «Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
• и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
• и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
• как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке и композиторах, при подготовке к утренникам, досугам, развлечениям, при разучивании текстов мы постоянно работаем над:
• развитием речевого аппарата (артикуляция, дикция, дыхание);
• развитием динамической стороны речи (темп, ритм, интонация, сила голоса);
• развитием словаря детей;
• обучением выразительному исполнению текстов песен и музыкальных игр;
• формированием диалогической речи;
• воспитанием культуры речевого общения;
• развитием психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: восприятие музыки, исполнительство (песенное, музыкально-ритмическое, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность (музыкальная грамота, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Восприятие музыки:
Восприятие музыки является одним из видов музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях дети учатся слушать музыку и у них формируются элементарные навыки слуховой культуры: умение, не отвлекаясь, дослушивать музыку, понимать общий характер и настроение музыкального произведения, при прослушивании музыки у дошкольников обогащается эмоциональная сфера, расширяется кругозор, словарный запас, что влияет на развитие речи.
Исполнительство:
(песенное, музыкально-ритмическое, игра на детских музыкальных инструментах)
песенное исполнительство:
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности. Дошкольники любят петь, делают это охотно, с удовольствием. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
На музыкальных занятиях при разучивании песен с детьми
встречаются следующие проблемы:
• дети не поют, а говорят;
• не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
• плохо запоминают тексты песен, их названия;
• затрудняются в передаче ритмического рисунка мелодии;
• неправильно берут дыхание во время пения.
На занятиях при разучивании новых песен фиксируем особое внимание на моментах, которые требуют той или иной отработки.
В работе над дыханием стараемся сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого используем игры:
«Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и. д.
В работе над дикцией проговариваем текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
При постановке певческого голоса дошкольника, решаются следующие речевые задачи:
совершенствование голосового аппарата при пении, одновременно совершенствует и речь дошкольника;
культура выразительного исполнения песни, формирует не только музыкальную, но и речевую выразительность;
формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
музыкально-ритмическое исполнительство:
К музыкально – ритмическим движениям относятся: музыкально-ритмические упражнения, парные танцы, сюжетные, национальные, характерные, хороводы с пением и музыкальные игры. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентам на пути развития двигательных и речевых навыков детей.
На музыкальных занятиях при разучивании тех или иных музыкально-ритмических движений, мы подбираем репертуар, который понятен и доступен детям. При выборе танцев и хороводов мы стараемся, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и средства музыкальной выразительности: ритм, мелодию, фразировку, динамику в музыке, большое внимание уделяем текстам хороводов. Особенно любимы детьми русские народные подвижные игры «Золотые ворота», «Плетень», «Заря – Заряница», «Гори ясно» и др., а так же авторские музыкальные игры «Хитрый кот», «Пёс Барбос и птички», «С колокольчиком хожу», «Игра с козликом». Все эти игры развивают в ребёнке творческую фантазию, двигательную активность, а использование речевого материала способствует развитию речи дошкольников.
игра на детских музыкальных инструментах:
При разучивании пьес мы часто используем прохлопывание и проговаривание ритмического рисунка мелодии, для того, чтобы детям было легче его воспроизвести на музыкальных инструментах. При этом эффективен приём подтекстовки длительностей. Долгие длительности обозначаются слогом «та», а короткие – «ти».
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.
Музыкально - образовательная деятельность (музыкальная грамота)
Для развития музыкального слуха и голоса, на музыкальных занятиях, мы используем музыкальные дидактические игры, народные попевки, а так же песни - упражнения с игровым содержанием, подобранные педагогами и композиторами: Н. Метловым, В. Карасёвой, Е. Тиличеевой («Лесенка», «Эхо», «Бубенчики» и другие). Всё это способствует развитию у детей специальных музыкальных знаний (форма, характер, темп произведений, жанры в музыке, тембры звучания инструментов и качество музыкального звука: звуковысотность и длительность). Так же эти упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат у детей, что способствует правильному звукопроизношению.
Творчество
Детское музыкальное творчество является важным, прежде всего, для самого ребёнка. Оно проявляется во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, в игре на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети придумывают несложные мелодии, по-своему варьируют знакомые движения в играх и танцах, а игра на детских музыкальных инструментах активизирует детскую фантазию. Каждый из этих видов музыкального творчества даёт наиболее благоприятные возможности для развития правильной речи у дошкольников.
Музыкально - театрализованная деятельность
Музыкально – театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ежегодно дети нашего детского сада являются участниками конкурса музыкально – театрализованных постановок «Мои первые книжки». Совместно с детьми были подготовлены и показаны спектакли: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Мешок яблок», «Сказка о глупом мышонке», «Как старик корову продавал» и другие.
Праздники в детском саду
На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, танец, драматизацию, художественное слово.
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.