Наталья Шамшурина
Развитие речи дошкольников в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи ребенка 2-3 лет.
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.
Публикация «Развитие речи дошкольников в играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;
на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);
на третьем году — понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).
Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.
Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей.
В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов.
К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.
Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.
Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.
Т. е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.
Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.
Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.
На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт», действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).
К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.
Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
Особенности развития речи в раннем возрасте :
• Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
• Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
• Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
• Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
• Возникает описательная речь;
• Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
• Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
• Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Развитие речи у ребенка – процесс длительный и многогранный. Начинается он с первых дней появления малыша на свет, когда он знакомится с окружающим его миром.
Вопросом, как развить речь у ребенка, подавляющее большинство родителей задаются уже после появления на свет своих крох.
Для формирования и развития речи необходимы три основных составляющих:
• эмоциональное общение с малышом для развития подражания
• сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие)
• двигательная активность (развитие общей и мелкой моторики).
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Игры для развития речи ребенка совместно с родителями:
В зоопарке
Ходить пальчиками по решетке для раковины, по ячейкам, не наступая на линии, указательным и средним пальцем, произнося текст стихотворения.
В зоопарке мы ходили
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд
Медвежат, волчат, бобрят.
Зимой
Соединять пальцы руки с большим по очереди.
Ёж, медведь, барсук, енот.
Спят зимою каждый год.
Зайца, волка, рысь, лису,
И зимой найдешь в лесу.
Клювы
Для этой игры нужны счетные палочки или маленькие карандаши. Произнося первую строчку стихотворения, двумя пальцами: двумя указательными, двумя средними и т. д., брать палочку. Когда всеми пальцами взяли палочки, сбросить их в пенал. Повторить при чтении второй строчки стихотворения.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
Ежата
Массажером гладить по ладошке ребенка, произносить текст.
Гладила мама ежиха – ежат:
Что за пригожие детки лежат.
Собираем мусор
Для этой игры необходим платочек, или кусочек ткани. Платок кладем на ладонь, вторую руку на запястье, и начинаем с мизинца собирать платок. Читаем текст стихотворения:
Сгребаем, сгребаем мы мусор с земли.
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
Пчелы
Для этой игры вам понадобятся пластиковые вкладыши из коробок для конфет. Переверните ее выпуклой стороной вверх. Ребенок указательным и средним пальчиками ходит по «сотам», вдавливая ячейки. Родитель читает стихотворение:
Пальцы как пчелы летают по сотам.
И в каждую входят с проверкою – что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны.
Котенок
Нам понадобятся прищепки с мягким зажимом или маленький крабик для волос. Мягко прищипывать подушечку пальца ребенка без ногтевой пластины.
Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш.
А будешь кусаться, скажу тебе – кышь.
Уважаемые родители! Вы уже обратили внимание, что выше перечисленные игры в стихотворной форме. Многие детские книги написаны в стихах. Четкое, ритмичное произношение стихов воспринимается ребенком как песня, ему легче понять и запомнить текст. Если при чтении стихотворения привлечь пальчики ребенка, то мы получим мощный стимул для развития речи.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить все тело. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Также положительное влияние на развитие речи оказывают и стихи с движениями. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Рекомендации: Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.