Любовь Чердинцева
Технология макетирования в режиссерских играх дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Определение
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).
Публикация «Технология макетирования в режиссерских играх дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.
Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности
В основе сценария режиссерской игры лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры) – у младших дошкольников - это, в основном, события личной жизни, у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы).
Режиссерская игра зарождается в раннем возрасте (на 3-м году жизни). Все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет». Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п., тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение. В старшем дошкольном возрасте наступает рассвет режиссерской игры. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей.
Развертывание новых последовательностей сюжетных событий, а также согласованное сюжетное движение детей в совместной режиссерской игре облегчается, если во всем многообразии предметного материала присутствует маркер пространства воображаемого мира (Н. Короткова, И. Кириллов). Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть не что иное, как макет, т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации режиссерской игры дошкольников с мелкими игрушками.
Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
И вот здесь возникает Режиссерская игра! Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений на основе полифункциональных макетов.
Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателем деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек, реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников. Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункциональных макетов по сюжетам сказок. Макеты представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события.
Это может быть сказочная страна, лес или город (1 часть).
Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна, лес или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания макета и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей.
Пример применения технологии макетирования в режиссёрской игре по мотивам сказки
Игра с макетом начинается в процессе его создания. При изготовлении макета используются игровые приемы и ситуации, перерастающие в увлекательную игру. Дополняется макет предметным материалом не только взрослыми, но и детьми. Материал подбираем по тематике и многофункциональным предметами, т. е изготавливаем традиционных героев и предметы например - (печка, дом, машина, мама, мальчик, девочка и т. д.)
Макеты можно использовать в отдельности или сочетать с другими. Плюс ко всему можно изготовить макет - карты. В группе отведено определенное место для предметов заместителей: (пластмассовые крышки, пузырьки, коробочки, детали различных конструкторов, мозаика, палочки, паралон, и. т. д.).
Для того что бы игры с макетом всегда были задействованы и не теряли интерес у детей, в процессе активизации игры с макетом – создание игрового пространства дополняем новыми предметами, предметами заместителями, придумываем новые рассказы, истории, сказки.
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Цель: Развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.
1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
Задачи педагогического взаимодействия
- обогащение содержания режиссерской игры;
- развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки
Содержание педагогического взаимодействия
Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.
2. этап. Развитие сюжетосложения на основе использования макета по сюжету сказки.
1. Организация условий для игры по мотивам литературного произведения на основе готового макета (1 тип макета – макет по мотивам сказки).
Задачи педагогического взаимодействия
Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки
Содержание педагогического взаимодействия
Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала
1. Совместная игра с воспитателем по сказке
Задачи педагогического взаимодействия
Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе готового макета
Содержание педагогического взаимодействия
Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета
1. Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание на основе готового макета.
Задачи педагогического взаимодействия
Развитие воображения на основе готового макета по сказке.
Содержание педагогического взаимодействия
Организация «Мозгового штурма» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма»
4. На новом игровом макете изображается новая сказочная страна, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 тип макета – сказочная страна).
Задачи педагогического взаимодействия
Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части макета
Содержание педагогического взаимодействия
Внесение 2 части макета. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.
Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей
3 этап – Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания макета (3 тип макета) и придумывание новых приключений для героев сказки. Игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей.
Задачи педагогического взаимодействия
Создание 3 части макета
Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала
Содержание педагогического взаимодействия
Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части макета
Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.