Получи документы

Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях

Марина Колчанова
Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы

Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья, хорошего физического развития и двигательной подготовленности.

Публикация «Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях» размещена в разделах

На сегодняшний день в современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества.

Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями.

К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Физические качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в программе дошкольных образовательных учреждений. Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию физических качеств.

Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению многих специалистов по физическому воспитанию, являются – игры, а именно подвижные и игровые упражнения.

Интересно определение игры даёт основоположник физического образования Пётр Францевич Лесгафт: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».

Действительно, игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой, являясь традиционным средством педагогики. Где, как не в игре, дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и, конечно, же главное значение игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости.

Игровые упражнения – упражнения с использованием методических приемов игры, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в играх (сюжетных, подвижных) основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Предлагаем вашему вниманию подвижные игры и игровые упражнения, которые применяются в педагогической практике для развития физических качеств дошкольников.

Игры, где основной вид движения бег, способствуют развитию быстроты. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения такие, как прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Быстрота развивается и в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, например, игровые упражнения: «Кто быстрее», «Чьё звено быстрее соберётся», «Догони свою пару»; в упражнениях с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Например, «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Ловишки», «Ловишки с лентами», «Мы весёлые ребята», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Горелки», «День и ночь», «Два Мороза» и т. д. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, например, «Пройди (пробеги) и не задень», с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования (обруч, шнур). Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.

Для развития ручной ловкости используйте такие игровые упражнения, как «Школа мяча» (дети в колонне по одному передают мяч над головой, с правой стороны и т. д., с лентами, шнурами «Кто скорее намотает шнур», «Кто скорее дойдет до середины». Так, например, в игровом упражнении «Кто скорее намотает шнур», предложить двум детям ленты, закреплённые на палочках. По сигналу дети одновременно начинают наматывать ленту. Выигрывает тот, кто быстрее намотает ленту на палочку. Для развития локомоторной ловкости подойдут игровые упражнения «Не попадись», «С кочки на кочку», «Поймай комара» и др., а также игры «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Выше ноги от земли», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Пронеси не урони» и др., - это игры, которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д.

Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту, и ловкость. Например, игра «Ловишка с лентами»: в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставим задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от «ловишки», в третий раз выдвигаем новую задачу– развитие ловкости, для этого игру проводим на ограниченной площади, выбираем 2–3 «ловишек».

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто, благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Используются игры с элементами борьбы «Бой петухов», «На одной ноге», «Перетягивание каната», в игре «Вытолкни соперника» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга сидя на корточках, вытягивая руки вперёд.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная же нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего предлагать детям подвижные игры, во время которых упражнения чередуются с отдыхом и которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Например, в игровом упражнении «Волшебные скакалки» - кто продержится дольше других, или в игре «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, не требуется быстрый темп, но увеличивается продолжительность бега, например, в играх «Совушка», «Лётчики» и др. Следует отметить, что в играх на развитие выносливости необходимо внимательно наблюдать за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений и преодолением препятствий. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. Для развития гибкости используются игровые упражнения: «Мостики», «Передача мяча», «Змейка» и др. Игровое упражнение «Передай мяч», используемое для развития быстроты и ловкости, при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии одного шага и, чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо прогнуться назад. Игровое упражнение «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ног.

Развитие физических качеств можно осуществлять и в играх-эстафетах. Например, «Ловкие белки», «Мяч за спиной», «Кто быстрее к финишу» и т. п.

Доказано, что игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывают соревновательный спортивный дух, а также стремление к победе и взаимовыручку в команде.

Особое внимание следует уделять проведению игровых упражнений, игр, игр-эстафет во время прогулки, а также в процессе НОД на свежем воздухе. Проведение игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Высоких показателей в развитии физических качеств у дошкольников, можно достичь только при умелой, правильной организации процесса обучения. Чаще всего воспитатели осуществляют планирование игр по развитию основных видов движений или по интенсивности. Это связано с представленной классификацией подвижных игр в Программе ДОУ. Но следует учитывать, что развитие основных видов движений и физических качеств тесно переплетены между собой. Развитие физических качеств ведёт развитие основных видов движений и наоборот. Поэтому при планировании игр и игровых упражнений следует опираться на имеющуюся классификацию игр, но подборку их осуществлять по преимущественному развитию физических качеств.

Следует отметить, что при планировании игр и игровых упражнений необходимо учитывать: возраст детей, место их проведения (помещение, улица, обеспечение необходимым материалом и оборудованием, соблюдение правил безопасности.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе игр, считается заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры и игровые упражнения следует проводить эмоционально, живо и непринужденно, не допускать однотипные игры, т. к. это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Для закрепления и развития физических качеств необходимо повторять игры в течение всего года в определенной последовательности, варьируя в соответствии с поставленными задачами, усложнять движения и правила игр.

При организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении необходимо осуществить разграничение организованных форм обучения и совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В организованных формах обучения по физическому развитию планомерную работу с детьми осуществляет инструктор, а воспитатели выступают активными помощниками. В рамках же партнерской деятельности вне организованных форм обучения планомерную работу по развитию физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений ведут воспитатели, а специалист выступает активным помощником и консультантом.

Таким образом, решая общую годовую задачу – совершенствование условий для физического развития детей, мы должны общими усилиями направить нашу работу на достижение цели – развитие физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений.

Публикации по теме:

Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Презентация «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через нетрадиционные занятия физической культурой» Цель: Выявление влияния нетрадиционных форм работы по физической культуре на развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Комплекс игровых заданий «Мы летали на ракете» на развитие физических качеств личности по теме «Космос» Комплекс игровых заданий «Мы летали на ракете» на развитие физических качеств личности по теме «Космос». Цели: Приобщение детей к здоровому.

Консультация для родителей «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» Для детей старшего дошкольного.

Презентация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга» Цель: познакомить с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе.

Памятка для родителей «Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом» Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте.

Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление.

Сборник подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста Предисловие. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки,.

Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 20:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях» (включая файлы) размещена пользователем Марина Колчанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД